Субъективный идеализм - философское направление, представители к-рого отвергают
правомерность тезиса о существовании объективной реальности, независимой от воли
и сознания субъекта. Миром, в к-ром живет и действует субъект, С. и. считает
совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий субъекта, или, как
минимум, полагает, что последние являются неотъемлемой существенной частью мира.
Проведенный последовательно С. и. приводит к солипсизму. Представители
классической формы С. и. - Беркли, Фихте, Юм; ряд идей С. и. развивал Кант. С.
и. 20 в. имеет много разновидностей, включая разные школы позитивизма (махизм,
операционализм, логический эмпиризм, лингвистическую философию и т. п.),
прагматизм, философию жизни (Ницше, Шпенглер, Бергсон) и выросший из нее
экзистенциализм (Сартр, Хайдеггер, Ясперс и др.). У сторонников совр. С. и., и
прежде всего у неопозитивистов, заметна тенденция к устранению резко выраженного
субъективизма, психологизма и релятивизма, характерны попытки найти какие-то
критерии выделения «общезначимых истин». На этом пути нередко стирается ранее
отчетливая грань между идеализмом субъективным и объективным, к-рые
объединяются, напр., в разных течениях неореализма. Совр. С. и. все чаще
выступает под флагом «реализма». Вместе о тем в нем часто усиливаются моменты
иррационализма (особенно в философии экзистенциализма). Теоретико-познавательной
основой С. и. является абсолютизация активности субъекта в познании и
практической деятельности. Диалектический материализм показывает, что такая
активность не является произволом, она не только не противоречит существованию
объективного мира и его законов, независимых от человеческого сознания, а,
напротив, предполагает это существование. Субъективная форма познания не
отрицает объективного его источника и содержания. Более того, сами формы
познания отражают наиболее общие характеристики объективного мира и практики в
нем. Поэтому противопоставление субъективного и объективного допустимо лишь в
рамках осн. вопроса философии.