шпаргалка

Материализм

[ Назад ]

Материализм - научное философское направление, противоположное идеализму.

Различают М. как стихийную уверенность всех людей в объективном существовании

внешнего мира и как философское мировоззрение, представляющее совой научное

углубление и развитие т. зр. стихийного М. Философский М. утверждает первичность

материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность,

несотворенноеть мира, бесконечность его во времени и пространстве. Считая

сознание продуктом материи, М. рассматривает его как отражение внешнего мира,

утверждая т. обр. познаваемость природы. В истории философии М., как правило,

был мировоззрением передовых классов и слоев об-ва, заинтересованных в

правильном познании мира, в усилении власти человека над природой. Обобщая

достижения науки, М. способствовал росту научного знания, совершенствованию

научных методов, что в свою очередь оказывало благотворное влияние на успехи

человеческой практики, на развитие производительных сил. В процессе

взаимодействия М. и специальных наук изменялись вид и формы самого М. Первые

учения М. появляются вместе с возникновением философии в рабовладельческих об-

вах древн. Индии, Китая и Греция - за несколько вв. до н. э. - в связи с

прогрессом в области астрономии, математики и др. наук. Общая черта древн., во

многом еще наивного, М. (Лаоцзы, Ян Чжд, Ван Чун, школа локаята, Гераклит,

Анаксагор, Эмпедокл, Демокрит, Эпикур и др.) состоит в признании материальности

мира, его существования независимо от сознания людей. Его представители

стремились найти в многообразии природы общее первоначало всего существующего и

происходящего (Элемент). Заслугой древн. М. было создание гипотезы об

атомистическом строении материи (Левкипп, Демокрит). Мн. древн. материалисты

были стихийными диалектиками. Однако большинство из них еще не проводили четкого

различения между физическим и психическим, наделяя свойствами последнего всю

природу (Гилозоизм). Развитие материалистических и диалектических положений

сочеталось еще в древн. М. с влиянием мифологической идеологии. В средние вв.

материалистические тенденции проявлялись в форме номинализма, учений о

«совечности природы и бога» и раннепантеистических ересей. В эпоху Возрождения

М. (Телезио, Вруна и др.) часто был облечен в форму пантеизма и гилозоизма,

рассматривал природу в ее целостности и во многом напоминал М. античности.

Дальнейшее свое развитие М. получил в 17-18 вв. в странах Европы (Бэкон,

Галилей, Гоббс, Гассенди, Спиноза, Локк). Эта форма М. возникла на почве

зарождающегося капитализма и связанного с ним роста производства, техники,

науки. Выступая в качестве идеологов прогрессивной в то время буржуазии,

материалисты вели борьбу со средневековой схоластикой и церковными авторитетами,

обращались к опыту как учителю и к природе как объекту философии. М. 17-18 вв.

Связан с бурно прогрессировавшими тогда механикой и математикой, что обусловило

его механистический характер. В отличие от натурфилософов-материалистов эпохи

Возрождения материалисты 17 в. стали рассматривать последние элементы природы

как неодушевленные и бескачественные. Др. особенностью М. этой эпохи было

стремление к анализу, к разделению природы на более или менее обособленные, не

связанные друг с другом области и объекты исследования и рассмотрение их вне

развития, среди представителей материалистической философии этого периода особое

место занимают фр. материалисты 18 в. (Ламетри, Дидро, Гельвеции я Гольбах).

Оставаясь в целом на позициях механистического понимания движения, они вслед за

Толаендом рассматривали его как универсальное и неотъемлемое свойство природы,

полностью отказались от деистической непоследовательности, присущей большинству

материалистов 17 в. много элементов диалектики свойственно материализму Дидро.

Органическая связь, существующая между всяким М. и атеизмом, у фр. материалистов

18 в. выступила особенно ярко. Вершиной в развитии этой формы М. на Западе был

«антропологический» М. Фейербаха. Вместе с тем у Фейербаха наиболее ярко

проявилась присущая всему домарксовскому М. созерцательность.



КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |