Рационализм
1. Учение в теории познания, согласно к-рому всеобщность и необходимость -
логические признаки достоверного знания - не могут быть выведены из опыта и его
обобщений; они могут быть, почерпнуты только из самого ума либо из понятий,
присущих уму от рождения (теория врожденных идей Декарта), либо из понятий,
существующих только в виде задатков, предрасположений ума. Опыт оказывает
известное стимулирующее действие на их появление, но характер безусловной
всеобщности и безусловной необходимости им сообщают предшествующие опыту и от
него будто бы не зависящие усмотрения ума или априорные формы. В этом смысле Р.
противоположен эмпиризму, р. возник как попытка объяснить логические особенности
истин математики и математического естествознания. Его представители в 17 в.-
Декарт, Спиноза, Лейбниц, в 18 в. - Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель. Ограниченность
Р. - в отрицании опытного происхождения всеобщности и необходимости достоверного
знания, р. абсолютизирует безусловный характер этих логических признаков, не
знает диалектики перехода знания от меньшей всеобщности и необходимости ко все
большей и безусловной. Ограниченность Р. была преодолена марксизмом,
рассматривающим познание в единстве о практикой (Познание, Теория и практика),
р. имеет многосторонние проявления в различных областях знания. В психологии Р.
на первый план выдвигает интеллектуальные психические функции, сводя, напр.,
волю к разуму (Спиноза); в эгике - рациональные мотивы и принципы нравственной
деятельности; в эстетике - рациональный (интеллектуальный) характер творчества.
Во всех этих случаях р. означает веру в разум, в очевидность разумного
усмотрения, в силу доказательности. В этом смысле Р. противостоит
иррационализму.
2. В богословии Р. - направление, согласно к-рому приемлемы только те догматы
веры, какие ум считает согласными с логикой и о доводами разума.
Эмпиризм
Эмпиризм (греч. опыт) - учение в теории познания, считающее чувственный опыт
единственным источником знаний, утверждающее, что все знание обосновывается в
опыте и посредством опыта. Идеалистический Э. (Беркли, Юм, Мах, Авенариус,
Богданов, совр. логический эмпиризм и т. д.) ограничивает опыт совокупностью
ощущений или представлений, отрицая, что в основе опыта лежит объективный мир.
Материалистический Э. (Ф. Бэкон, Гобс, Локк, Французский материализм 13 в.)
считает, что источником чувственного опыта является объективно существующий
внешний мир. Однако осн. противоположность между Э. и рационализмом состоит не в
вопросе о происхождении или об источнике знания: некоторые рационалисты согласны
с тем, что в уме нет ничего, чего раньше не было бы в ощущениях. Гл. пункт
разногласия в том, что Э. выводит всеобщий и необходимый характер знаний не из
самого ума, а из опыта. Некоторые эмпирики (напр., Гоббс, Юм) пол влиянием
рационализма пришли н выводу, что опыт не способен сообщать знанию необходимое и
всеобщее значение. Ограниченность Э. состоит в метафизическом преувеличении роли
чувственного познания, опыта и в недооценке роли научных абстракций и теорий в
поэнакии, в отрицании активной роли и относительной самостоятельности мышления.