Этика
О возникновении этики, как системы нравственных норм, нельзя говорить в том же
смысле, в каком говорят о возникновении наук или философии вообще. Этика не
создаётся путём теоретического интереса к той или иной области действительности,
как большинство наук, она обусловливается самим фактом общественной жизни.
Мораль не возникает в человеческом обществе в определённый момент времени, но
присуща ему, в той или иной форме, на всех стадиях его развития. Везде и во все
времена воля человека, живущего в обществе себе подобных, связывалась
нравственными нормами самого разнообразного содержания, имеющими вид обычаев,
религиозных или государственных установлений. В этом смысле мораль предшествует
познанию и часто является даже могущественным стимулом его развития: по
преимуществу в области морали зарождается философская мысль. Моральное,
сознаваемое сначала как безотчётно-должное, требует с течением времени своего
обоснования, как необходимого для достижения открывающихся разуму целей. При
этом моральная телеология неизбежно приводит к философской онтологии: «должное»
выясняется при помощи философского познания «сущего». Несмотря на этот приоритет
морали в развитии общественного и индивидуального человеческого сознания, первые
исторически известные попытки научной этики возникают сравнительно поздно, уже
на почве вполне ясно обозначившейся философской космологии. Если мораль, как
житейскую мудрость общественных законодателей, следует признать существовавшей в
самой глубокой древности, то мораль, как философскую теорию, можно
констатировать только после Сократа.
Было бы, однако, несправедливо совсем отрицать существование философской этики у
философов досократовского периода. Она несомненно существовала у пифагорейцев, у
Гераклита и Демокрита, если не в виде законченной системы, то как ряд обобщений,
находящихся в логической связи с их метафизическими воззрениями. У них же мы
впервые находим те общие этические принципы, которые были положены в основание
теорий позднейших моралистов.
Пифагорейцы, в согласии со своей метафизикой чисел, ставили такими принципами
гармонию, порядок и меру. На них основывали они как физическое, так и моральное
устройство вселенной. Соответственно этому зло признавалось отсутствием меры,
пороки — нарушением душевной симметрии. Гераклита следует признать
родоначальником этического универсализма. По справедливому мнению Лассаля, вся
этика Гераклита выражается в одной формуле: «преданность всеобщему». Быть
нравственным — значит, для Гераклита, быть причастным единому вселенскому
разуму. Нравственно-должное заключается в исполнении общего закона. Всё
индивидуальное, оторванное от всеобщего, обречено на гибель и разложение.
В воззрениях Демокрита обнаруживается сродство материализма с эвдемонизмом.
Высшим благом, по мнению Демокрита, является счастье. Но истинное и прочное
счастье даётся только духовными радостями. Это мнение даёт основание видеть в
Демокрите провозвестника позднейшего эпикурейства.
Деятельность софистов дала отрицательные результаты для развития этики.
Выставляя своим девизом условность и субъективизм в сфере познания и практики,
софисты отвергли основные этические принципы безусловно-должного или ценного и
превратили нравственное в пригодное или желательное для тех или иных условных
целей. В лучшем случае, мораль их принимала характер тривиального благонравия,
как, например, в известной аллегории Продика «Геркулес на распутье».
Нравственное поведение — это способность личности жить в обществе, среди людей,
устанавливать с ними взаимоотношения в рамках нравственных норм, принятых в
данном обществе.