Платон
Теория познания Платона
Платон метафорически разделяет все, доступное познанию, на два рода: видимое и
познаваемое только умом. Отношение между сферами видимого и умопостигаемого
определяет и отношение разных познавательных способностей субъекта. Видимое
делится на два рода - сами предметы и их тени и изображения. К первому роду
относится способность веры (pistis), ко второй - уподобление (eikasia). Под
верой тут имеется в виду вовсе не религиозная вера, а способность обладать
непосредственных опытом. Вместе взятые, эти способности составляют мнение
(doxa). Мнение - не есть знание в подлинном смысле этого слова, поскольку
касается изменчивых предметов, существующих в пространстве и времени, а также их
изображений.
К сфере умопостигаемого также относится два рода объектов - это сами идеи вещей
и их умопостигаемые подобия. К первому роду относятся сами идеи, которые для
своего познания не нуждаются ни в каких предпосылках, а есть автономные и
неизменные сущности, доступные только лишь одному чистому интеллекту.
Способность постигать идеи называется разум (noesis). Ко второму роду относятся,
например, математические объекты. Так, согласно мысли Платона, математикам лишь
«снится» бытие,поскольку в своих трудах они используют дискурсивные понятия,
нуждающиеся в системе аксиом, принимаемых бездоказательно. Способность
производить дискурсивные понятия называется рассудок (dianoia). Вместе разум и
рассудок составляют мышление, и лишь оно способно на познание в подлинном смысле
слова, то есть на познание сущности. Платон вводит следующую пропорцию: как
сущность относится к становлению, так мышление относится к мнению, а познание к
вере и рассуждение к уподоблению.
Политико-правовое учение Платона
Наиболее известным диалогом Платона является «Государство». Он описывает
политическую утопию, противопоставляемую круговороту реальных государственных
форм.
Эти положения отталкиваются от общефилософских взглядов. По Платону существуют
два мира: мир идей (эйдосов) и мир вещей. Любая вещь является лишь отражением
своей идеи, может стремится к ней, но никогда не достигнет её. Философ должен
изучать идеи, а не сами вещи. Это относится и к государству, Платон описывает
круговорот государственных форм, но все они не совершенны, хотя бы потому, что
существуют в мире вещей, идеальная же форма полиса им противостоит.
Происхождение государства вполне правдоподобно: разделение труда приводит к
обмену между людьми, а обмен удобен, если жить вместе. Мысль о разделении труда
и лежит в основе платоновской утопии.
Платон выделяет четыре формы правления:
Тимократия - власть честолюбцев, яростных духом. Наиболее близкая к идеалу форма
правления. Такие люди становятся воинами, государство под их управлением
постоянно воюет. Войны – это всегда добыча, а значит и чьё-то обогащение. Ну а
богатство – это власть, формируется олигархия.
Олигархия – власть богатых. Но богачи ущемляют чернь, коей всегда большинство, и
она, в свою очередь, захватывает власть.
Демократия – власть черни. Но народ быстро от неё устает, политика превращается
в рутину. Самые видные места занимают «трутни», существующие за счёт бывших
богачей, они изображают из себя защитников народа. Один из них возвышается
больше других…
Тирания – власть подлеца. Один из «трутней», ради сохранения власти изображает
из себя защитника народа. Дабы иметь повод к защите, искоренив богачей, он ведёт
войны, что в конечном итоге вновь приводит к тимократии.
Все не так в мире идей. Разделение труда порождает необходимость различных
добродетелей в каждой из профессий. Изначально это добродетели земледельца,
строителя и ткача (вытекают из первичных по Платону потребностей в еде, одежде и
доме). Затем с ростом государства–полиса возникают конфликты с другими
государствами, формируется профессиональная общность воинов. Итак, два класса
уже есть: производители и воины. Ну и третий, правители-философы, создают
наилучшие законы для недопущения круговорота государственных форм – аналогия с
«правлением знающих» Сократа. Так что политический идеал Платона - это
стабильность государства. Чтобы оно было стабильным, требуется стабильность в
обществе, каждый выполняет собственную работу – это справедливо. Неравенство
сословий – это тоже нормально, ведь счастье отдельного человека для счастья
полиса не значит ничего.
Позже Платон в «Законах» опишет иную утопию, но принципиальной разницы в них
нет: 4 сословия, 5040 граждан и сложнейшая система управления. Важнее
непосредственно законодательная мысль «Законов»: раз счастье гражданина не есть
ценность, то для счастья полиса к отдельному человеку могут быть применены меры
физического воздействия. Таким образом, санкция со времен Платона становится
неотъемлемым признаком позитивного закона.