Лао Цзы
Центральной идеей философии Лао Цзы была идея двух первоначал — Дао и Дэ. Слово
«Дао» или Тао на китайском языке буквально означает путь; но в этой философской
системе оно получило гораздо более широкое метафизическое содержание. «Дао»
означает не только путь, но и суть вещей и тотального бытия вселенной. Само
понятие «дао» можно толковать и материалистически: дао — это природа,
объективный мир. Одним из сложнейших в китайской традиции выступает понятие Дэ.
С одной стороны, Дэ — есть то, что питает Дао, делает его возможным. Это некая
универсальная сила, принцип, с помощью которого Дао-путь вещей может состояться.
Это также метод, с помощью которого можно практиковать и соответствовать Дао. Дэ
— принцип, способ бытия. Это и возможность правильного накопления жизненной
энергии, ци. Дэ — искусство правильно распорядиться жизненной энергией,
правильное поведение. Но Дэ — не мораль в узком понимании. Дэ выходит за рамки
здравого смысла, побуждая человека высвобождать жизненную силу из пут
повседневности. К понятию Дэ близко даосское учение об У-Вэй, недеянии.
Непостижимое Дэ — это то, что наполняет форму вещей, но происходит оно из Дао.
Дао — это то, что движет вещами, путь его загадочен и непостижим. …Тот, кто в
делах следует Дао, …очищающий свой дух, вступает в союз с силой Дэ.
Конфуций
Хотя конфуцианство часто называют религией, в нём нет института церкви, и оно
уделяет мало значения теологическим проблемам. Идеалом конфуцианства является
создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность
имеет свою функцию. Гармоническое общество построено на идее преданности (чжун,
?) — лояльности в отношении между начальником и подчинённым, направленная на
сохранение гармонии и самого этого общества. Конфуций сформулировал золотое
правило этики: «Не делай человеку того, что не желаешь себе».
Пять постоянств благородного человека (цзюнь-цзы, ??)
Жэнь— «человеколюбие». Как Ли следует из И, так И следует из Жэнь. Следовать
Жэнь значит руководствоваться сочувствием и любовью к людям. В XVII веке в
Британии сформировался идеал совершенного человека как джентльмена, причём
gentle тоже переводится как «мягкость». Это то, что отличает человека от
животного, то есть то, что противостоит
Дома потомков Конфуция в его родном городе, Цюйфу.
звериным качествам дикости, подлости и жестокости. Позже символом постоянства
Жэнь стало Дерево.
Дома потомков Конфуция в его родном городе, Цюйфу.
И— «справедливость». Хотя следование Ли из собственных интересов не является
грехом, справедливый человек следует Ли, поскольку понимает, что это правильно.
И основано на взаимности: так, следует почитать родителей в благодарность за то,
что они тебя вырастили. Уравновешивает качество Жэнь и сообщает благородному
человеку необходимую твёрдость и строгость. И противостоит эгоизму. «Благородный
человек ищет И, а низкий — выгоды». Добродетель И впоследствии была увязана с
Металлом.
Ли— буквально «ритуал», соблюдение церемоний и обрядов, а также почтение к
родителям и правителям. В более общем смысле Ли — любая деятельность,
направленная на создание идеального общества. Огонь.
Чжи— здравый смысл, благоразумие, «мудрость», рассудительность — умение
просчитать следствия своих действий, посмотреть на них со стороны, в
перспективе. Уравновешивает качество И, предупреждая упрямство. Чжи противостоит
глупости. Чжи в конфуцианстве ассоциировалась с элементом Воды.
Синь — искренность, «доброе намерение», непринуждённость и добросовестность.
Синь уравновешивает Ли, предупреждая лицемерие. Синь соответствует элемент
Земли.