Патри?стика(Отцы Церкви )— философия и теология отцов церкви, то есть духовно-
религиозных вождей христианства до VII века. Учения, выработанные отцами церкви,
стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения. Патристика
внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики позднеантичного и
средневекового общества.
Выделяют римское и греческое направления патристики. Исторически традиционно
проводят следующее деление:
Апостолические мужи, примыкающие непосредственно к апостолам.
Апологетические (защищающие) отцы II в., пытавшиеся, в частности, доказать
совместимость христианского учения с греческой философией, причём иногда они
представляли христианство в виде новой философии (Юстин, 100—167, затем
Афинагор, вторая пол. II в.). Ко II в. относится спор с гностиками, на позиции
которых переходит Тациан (вторая пол. II в.). Завершает этот период Тертуллиан.
III в. и нач. IV в. характеризуются первыми попытками систематизации в области
теологии и выдвижением вопроса о Христе, породившего многочисленные попытки его
решения. Противоречащие друг другу положения воплотились, с одной стороны, в
тезисе Афанасия (295—378), утверждавшего, что Христос божествен, а с другой — в
отрицании Арием его божественности. В то время как философия Климента
Александрийского была ещё не систематизированной, Ориген, заимствовавший из
греч. философии её понятия и в значительной мере соглашавшийся с идеями
неоплатоников, создал первую теологическую систему христианства (см.
Александрийская философия).
В IV в. и нач. V в. христианство впервые начинает исследовать свою историю.
Догмат о Троице получает вскоре свою окончательную формулировку. Евсевий
Кесарийский, склонявшийся к арианизму, написал первую историю церкви и её догм;
он утверждал, что Платон и вообще греческая философия оказали влияние — через
Ветхий Завет, в частности, — на Моисея. Три великих каппадокийца, находившиеся
под влиянием Платона и Оригена, занимались систематизацией теологии в противовес
арианизму.
С кон. IV в., т. е. с завершением процесса формулирования догм и с усилением
церкви, особенно после её признания в 323 г. императором Константином Великим,
уже резко бросается в глаза церковно-политический характер патристики. После
Илария Пиктавийского, «Афанасия Запада» (310—367), и Амвросия Медиоланского,
«латинского Филона» (340—397), Августин Блаженный ставит на первое место
практическую церковную теологию и её претензии на руководство душами и святое
посредничество. Своим учением о божественном государстве («граде Божием») он
закладывает фундамент исторической метафизики. Против этого учения, как
полагают, боролся Пелагий (см. Пелагианизм).