Реализм и номинализм от IX до конца XI в.
Опровергнутое Эригеною мнение «диалектиков» во время и после Эригены нашло между
схоластиками многочисленных приверженцев, из которых одни прямо защищали его
против неоплатонической теории Эригены, другие признавали истинную
субстанциональность за общим. У некоторых диалектиков появилось сомнение, можно
ли род признавать за нечто реальное, вещественное, так как общее может быть
прилагаемо к индивидам только в качестве предиката, а между тем нельзя
допустить, чтобы вещь могла быть предикатом другой вещи.
Сомнение это повело к утверждению, что роды должно признавать за слова (voces)
только. При решении вопроса о реальности общих понятий, как уже сказано выше,
образовались два направления: реализм и номинализм. Оба эти направления, частью
в зародышевой форме, частью в некотором развитии, встречаются уже в IX и ? вв.
Школа Рабана Мавра (ум. в 856 г. архиепископом Майнцским) держится,
аристотелевско-боэцианской точки зрения. Из числа её представителей Гейрик
Оксеррский склонялся к умеренному реализму. Ученик Гейрика, Ремигий Оксеррский
(кон. IX в.), проводил реалистическую тенденцию: он учил, согласно Платону, что
видовое и индивидуальное существует через участие в общем; не покидал он,
однако, и боэциево-аристотелевской точки зрения на имманенцию. Занятия
диалектикой, как и вообще свободными искусствами, продолжались и далее, в ? и XI
веке, но почти до самого конца последнего — без новых научных результатов. Из
схоластиков этого времени известны: Поппо (X в.), Герберт (впоследствии Папа
Сильвестр II, † 1003), Фульберт (XI в.), ученик его Беренгар Турский (999—1088),
Гильдеберт (1057—1133), занимавшиеся главным образ. вопросом об отношении
философии к церковному учению.