Локк
Главная философская заслуга Локка в истории философской мысли заключается в
развитии и обосновании им сенсуалистической теории познания. Прежде всего Локк
выступил с опровержением платоновско-картезианского учения о врожденных идеях.
Он доказывал, что в разуме нет ничего такого, чего не было бы в ощущениях. Разум
новорожденного, говорил философ и педагог, - это “Tabula rasa” (Чистая доска),
на которой опыт записывает свои чувствования. Все знания, по Локку,
приобретаются из опыта. Отсюда Локк вслед за его предшественников Френсисом
Беконом называют эмпириком.
В самом процессе познания, который всегда начинается из ощущения, Локк отличал
два вида. Первый из них идет от внешнего мира через чувственное восприятие.
Второй - внутренний, идет от анализа накопленного опыта в психике человека.
Последний он называет рефлективным путем познания, в котором человек оперирует
уже наличными в разуме элементами (представлениями, понятиями, идеями,
концепциями). Наряду с этим Локк допускал возможность познание мира благодаря
интуиции, которая как бы в сокращенном виде пробегает оба вида познания и
"внезапно схватывает" (усматривает) истину. Исходя из этого Локк содержание
самих знаний разделял на знания чувственные (сенситивные), которые получены
через ощущения; демонстративные, которые извлекаются разумом, и интуитивные, как
высший и наиболее убедительный для человека вид знания.
в . Локк признавал существования только единичных вещей и таким образом стоял на
позициях номинализма. Представления и понятия создаются разумом из тех
элементов, которыми его снабжают чувства. Но сами чувства дают нам адекватное
знание только о первичных качествах предметов и явления: о пространственных,
временных материальных сторонах действительности. Вторичные качестве - горькое и
сладкое, теплое и холодное, острое и тупое, приятное и неприятное и так далее -
субъективны и не всегда отвечают объективному состоянию вещей и явлений.
Следует сказать, что взгляды Локка на религию формировались под значительным
влиянием социнианства, истоки и основы которого были сформированы на землях
Украины среди находившихся здесь протестантов - антитринитариев и кальвинистов.
Локк читал, конспектировал и изучал произведения социниан, находился под
влиянием их отдельных мыслей. К результатам такого влияния можно отнести
формирование взглядов Локка на веротерпимость, критику ним антропоморфных
представлений о Боге. Сам Локк в его личном отношении к Богу занимал позицию
деизма, будучи одним из видных представителей последнего.