шпаргалка

Кант. Главным философским произведением Канта является «Критика чистого

[ Назад ]

разума». Исходной проблемой для Канта является вопрос «Как возможно чистое

знание?» Прежде всего, это касается возможности чистой математики и чистого

естествознания («чистый» означает «неэмпирический», то есть такой к которому не

примешивается ощущение). Указанный вопрос Кант формулировал в несколько

неудачных терминах различения аналитических и синтетических суждений — «Как

возможны синтетические суждения априори?» Под «синтетическими» суждениями Кант

понимал суждения с приращением содержания, по сравнению с содержанием входящих в

суждение понятий, которые отличал от аналитических суждений, раскрывающих смысл

самих понятий. Термин «априори» означает «вне опыта», в противоположность

термину «апостериори» — «из опыта». Кант, вслед за Юмом, соглашается, что если

наше познание начинается с опыта, то его связь — всеобщность и необходимость не

из него. Однако, если Юм из этого делает скептический вывод о том, что связь

опыта является всего лишь привычкой, то Кант эту связь относит к необходимой

априорной деятельности сознания. Выявлением этой деятельности сознания в опыте

Кант называет трансцендентальным исследованием. Кант называет свою философию

«критической» в противоположность догматической философии, которая оставляет

нерешенным вопрос возможности знания. Кант, по его словам, совершает

Коперниканский переворот в философии, тем, что первый указывает, что для

обоснования возможности знания следует признать, что не наши познавательные

способности должны сообразовываться с миром, а мир должен сообразоваться с

нашими способностями, чтобы вообще могло состояться познание. Иначе говоря, наше

сознание не просто пассивно постигает мир как он есть на самом деле (догматизм),

как бы это можно было доказать и обосновать? Но скорее, наоборот, мир

сообразуется с возможностями нашего познания, а именно: сознание является

активным участником становления самого мира, данного нам в опыте. Опыт по сути

есть синтез того содержания, материи, которое дается миром (вещей в себе) и той

субъективной формы, в которой эти ощущения постигаются сознанием. Единое

синтетическое целое материи и формы Кант и называет опытом, который по

необходимости становится чем-то только субъективным. Именно поэтому Кант

различает мир как он есть сам по себе (то есть вне деятельности формирования

сознания) — вещи-в-себе и мир как он дан в явлении, то есть в опыте. В опыте

выделяется два уровня формообразования (активности) сознания: 1) это

субъективные формы чувства — пространство и время. В созерцании, чувства

(материя) постигаются нами в формах пространства и времени, и тем самым опыт

чувства становится чем-то необходимым и всеобщим. Это чувственный синтез. 2) это

категории рассудка, благодаря которому связываются созерцания. Это рассудочный

синтез. Основой всякого синтеза является, согласно Канту, самосознание —

единство апперцепции (Лейбницевский термин). В «Критике» много места уделяется

тому, как понятия рассудка подводятся под представления. Здесь решающую роль

играет воображение и рассудочный категориальный схематизм. Наконец, описав

эмпирическое применение рассудка, Кант задается вопросом возможности чистого

применения рассудка, которое он называет разумом. Здесь возникает новый вопрос:

«Как возможна метафизика?». В результате исследования чистого разума Кант

доказывает, что разум не может иметь конститутивного значения, то есть

основывать на самом себе чистое знание, которое должно было бы составить чистую

метафизику, поскольку «запутывается» в паралогизмах и неразрешимых антиномиях

(противоречиях, каждое из утверждений которого одинаково обосновано), но только

регулятивное значение — как систему принципов, которым должно удовлетворять

всякое знание. Собственно, всякая будущая метафизика, согласно Канту, должна

принимать во внимание его выводы.

Кант выделяет следующие категории рассудка:

Категории количества

Единство

Множество

Цельность

Категории качества

Реальность

Отрицание

Ограничение

Отношения

Субстанция и принадлежность

Причина и следствие

Взаимодействия

Категории модальности

Возможность и невозможность

Существование и несуществование

Предопределённость и случайность



Гоббс создал первую законченную систему механистического материализма,

соответствовавшего характеру и требованиям естествознания того времени. В

полемике с Декартом отверг существование особой мыслящей субстанции, доказывая,

что мыслящая вещь есть нечто материальное. Геометрия и механика для Гоббса —

идеальные образцы научного мышления вообще. Природа представляется Гоббсу

совокупностью протяжённых тел, различающихся между собой величиной, фигурой,

положением и движением. Движение понимается как механистическое — как

перемещение. Чувственные качества рассматриваются Гоббсом не как свойства самих

вещей, а как формы их восприятия. Гоббс разграничивал протяжённость, реально

присущую телам, и пространство как образ, создаваемый разумом («фантазма»);

объективно-реальное движение тел и время как субъективный образ движения. Гоббс

различал два метода познания: логическую дедукцию рационалистической «механики»

и индукцию эмпирической «физики».

Государство Гоббс рассматривает как результат договора между людьми, положившего

конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех». Он

придерживался принципа изначального равенства людей. Отдельные граждане

добровольно ограничили свои права и свободу в пользу государства, задача

которого — обеспечение мира и безопасности. Гоббс превозносит роль государства,

которое он признаёт абсолютным сувереном. В вопросе о формах государства

симпатии Гоббса — на стороне монархии. Отстаивая необходимость подчинения церкви

государству, он считал необходимым сохранение религии как орудия государственной

власти для обуздания народа.

Этика Гоббса исходит из неизменной чувственной «природы человека». Основой

нравственности Гоббс считал «естественный закон» — стремление к самосохранению и

удовлетворению потребностей. Добродетели обусловлены разумным пониманием того,

что способствует и что препятствует достижению блага. Моральный долг по своему

содержанию совпадает с гражданскими обязанностями, вытекающими из общественного

договора.

Учение Гоббса оказало большое влияние на последующее развитие философской и

социальной мысли.



КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |