шпаргалка

Позитивизм — направление в методологии науки, объявляющее единственным

[ Назад ]

источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и

отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм оказал

влияние на методологию естественных и общественных . Современная форма

позитивизма — Неопозитивизм. Основоположником позитивизма является французский

философ Огюст Конт (30-е гг. XIX века) (предложил термин).

В программной книге «Дух позитивной философии» (1844) Конт представляет

человечество как растущий организм, проходящий в своём развитии три стадии:

детства, юношества и зрелости.

Стадии человечества

Теологическая — люди в качестве объяснительной гипотезы используют понятие бога.

Они капризно пытаются достичь абсолютного знания, а первопричины явлений

облекают в человеческие образы. Сама теологическая стадия распадается на три

ступени.

Фетишизм вызван тем, что фантазия человека ещё слишком слаба, чтобы выйти за

пределы явлений, поэтому человек поклоняется фетишам – вещам, наделённым

человеческим статусом.

Политеизм — люди начинают облекать первопричины в человеческие образы и

измышлять богов.

Монотеизм характеризуется тем, что первопричины структурируются, среди них

выделяются главные и второстепенные, пока, наконец, не открывается главная

первопричина – Единый Бог. Эта ступень получает имя монотеизма.

Метафизическая — люди по-прежнему стремятся постичь начало и назначение вещей,

но место богов занимают абстрактные сущности. Место Единого Бога занимает

Природа, которую Конт определяет как «смутный эквивалент универсальной связи».

Именно в языке позитивистов метафизика приобретает негативный оттенок, поскольку

сущности и пресловутая природа вещей оказываются плодом беспочвенной фантазии,

пусть даже она и выражена в строгой логической форме.

Позитивная — единственной формой знания становится научное знание. Человечество

становится достаточно взрослым, чтобы мужественно признать относительность

(релятивность) нашего познания. В этом аспекте позитивизм преодолевает

характерный для Научной Революции эпохи барокко оптимизм. Второй важной чертой

научного знания является эмпиризм – строгое подчинение воображения наблюдению.

Здесь Конт повторяет идею Бэкона о том, что фундаментом знания должен стать

проверенный опыт. Учёные должны искать не сущность явлений, а их отношение,

выражаемое с помощью законов – постоянных отношений, существующих между фактами.

Ещё одной чертой научного знания является прагматизм. Учёные перестают быть

эрудитами и энциклопедистами. Одним словом, знание становится позитивным:

полезным, точным, достоверным и утвердительным.

Идея эволюции

Из эпохи барокко позитивисты заимствуют идею Кондорсе (1743—1794) о прогрессе –

поступательном движении к одной определённой цели. Развитие человечества как

прогресс, главную роль в котором играет наука. Прогресс связан с эволюцией, но

не сводится к ней. Идея эволюции появляется в 50-е гг. XIX в. Одни считают, что

идею эволюции раскрыл Чарльз Дарвин (1809—1882), другие полагают, что автором

этой идеи был английский философ-позитивист Герберт Спенсер (1820—1903). Как бы

то ни было, именно Спенсер раскрывает концепцию космической эволюции. Эволюция –

это предельно общий закон развития природы и общества; то есть собственно,

предмет философии. Суть этого закона в том, что развитие идёт путём ветвления,

от однообразия к многообразию. За иллюстрациями Спенсер обращался к различным

наукам – к астрономии, биологии и социологии. Однообразная космическая

туманность порождает многообразие небесных тел Солнечной системы; однообразная

протоплазма – многообразие мира живых существ; однообразная первобытная орда –

многообразие форм государства. Кроме того, эволюция характеризуется переходом от

хаоса к порядку и постепенным замедлением в результате рассеяния энергии. Идея

эволюции оказалась чрезвычайно плодотворной. Её заимствовали как материалисты,

так идеалисты и мистики.



#Ницше и Философия Жизни. Фри?дрих Ви?льгельм Ни?цше (нем. Friedrich Wilhelm

Nietzsche; 1844—1900) — немецкий философ, представитель иррационализма.Он

подверг резкой критике религию, культуру и мораль своего времени и разработал

собственную этическую теорию. Ницше был скорее литературным, чем академическим

философом, и его сочинения носят афористический характер. Философия Ницше

оказала большое влияние на формирование экзистенциализма и постмодернизма, и

также стала весьма популярна в литературных и артистических кругах.

Интерпретация его трудов довольно затруднительна и до сих пор вызывает много

споров.

Философия Ницше не организована в систему. «Волю к системе» Ницше считал

недобросовестной. Его изыскания охватывают все возможные вопросы философии,

религии, этики, психологии, социологии и т. д. Наследуя Шопенгауэра, Ницше

противопоставляет свою философию классической традиции рациональности, подвергая

сомнению и вопрошанию все «очевидности» разума. Наибольший интерес у Ницше

вызывают вопросы морали, «переоценки всех ценностей». Ницше одним из первых

подверг сомнению единство субъекта, причинность воли, истину как единое

основание мира, возможность рационального обоснования поступков. Его

метафорическое, афористическое изложение своих взглядов снискало ему славу

великого стилиста. Однако, афоризм для Ницше не просто стиль, но философская

установка — не давать окончательных ответов, а создавать напряжение мысли,

давать возможность самому читателю «разрешать» возникающие парадоксы мысли.

Ницше уточняет Шопенгауэровскую «Волю к жизни» как «Волю к власти», поскольку

жизнь есть не что иное, как стремление расширять свою власть. Однако Ницше

критикует Шопенгауэра за нигилизм, за его отрицательное отношение к жизни.

Рассматривая всю культуру человечества как способ, каким человек

приспосабливается к жизни, Ницше исходит из примата самоутверждения жизни, ее

избытка и полноты. В этом смысле всякая религия и философия должна прославлять

жизнь во всех ее проявлениях, а все, что отрицает жизнь, ее самоутверждение, -

достойно смерти. Таким великим отрицанием жизни Ницше считал христианство. Ницше

первым заявил, что «нет никаких моральных феноменов, есть только моральное

истолкование феноменов» тем самым подвергнув все моральные положения

релятивизму. Согласно Ницше, здоровая мораль должна прославлять и укреплять

жизнь, ее волю к власти. Всякая иная мораль — упадочна, есть симптом болезни,

decadence. Человечество инстинктивно использует мораль для того, чтобы

добиваться своей цели — цели расширения своей власти. Вопрос не в том, истинна

ли мораль, а в том, служит ли она своей цели. Такую «прагматическую» постановку

вопроса мы наблюдаем у Ницше в отношении к философии и культуре вообще. Ницше

ратует за приход таких «свободных умов», которые поставят себе сознательные цели

«улучшения» человечества, умы которых уже не будут «задурманены» никакой

моралью, никакими ограничениями. Такого «сверхнравственного», «по ту сторону

добра и зла» человека Ницще и называет «сверхчеловеком».

В отношении познания, «воли к истине» Ницше опять же придерживается своего

«прагматического» подхода, спрашивая «для чего нам нужна истина?» Для целей

жизни истина не нужна, скорее иллюзия, самообман ведут человечество к его цели —

самосовершенствованию в смысле расширения воли к власти. Но «свободные умы»,

избранные должны знать правду, чтобы мочь управлять этим движением. Эти

избранные, имморалисты человечества, созидатели ценностей должны знать основания

своих поступков, отдавать отчет о своих целях и средствах. Этой «школе»

свободных умов Ницше посвящает многие свои произведения.

Центральным понятием философии Ницше выступает понятие «жизнь». Ницше причисляют

к основоположникам философии жизни. То Ницше понимает жизнь, как чисто

биологическое явление, то, как психологическое переживание. Ницше как бы

стремится «преодолеть» противоположность материализма и идеализма, встав над

ними. Жизнь, по Ницше, есть воля к власти, инстинктивная бессознательная и

иррациональная сила, подчинившая себе чувства и мысли человека. Отсюда и

понимание человека как биологического, подчиняющегося инстинктам

бессознательного и иррационального существа.





КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |