Теория отчуждения и социальная философия Маркса
Учения К. Маркса (считает себя учеником Гегеля) (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-
1895), завершающий этап развития немецкой классической философии. Маркс
выступает в защиту гуманизма, основанного на идее свободной, универсальной
творческой сущности человека. Реализации этой сущности препятствуют различные
виды отчуждения: отчуждение человека от человека, от природы, от собственной
“родовой” сущности, и от общества. В основе всех форм отчуждения, лежит
отчуждение труда, базирующегося на частнособственнических отношениях. Обратный
отчуждению процесс Маркс называет процессом присвоения человеком своей подлинной
родовой сущности, в ходе которого коренным образом меняется отношение человека к
природе и к другим людям. Человек трактуется как «совокупность общественных
отношений», поэтому философия марксизма является, прежде всего, философией
общества, рассматриваемой в его истории.
Человек не просто часть природы, по мнению Маркса, а высший продукт ее развития,
природное существо особого рода. Человек - это универсально - всеобщая сила
природы. Возможность эта заложена в физиологической конституции человека как
организма, имеющего такие достоинства, как руки, мозг, язык и т.д. В силу этих
качеств человек способен к любому роду деятельности, к овладению силами природы,
превращением этих сил в свои собственные силы и способности. Реализуется это в
производственной деятельности, в труде. Энгельс: «Труд создал человека».
Человек - человек производящий, приспосабливает к себе окружающий мир, от
животного человека отличает производительный труд.
Обмен богатствами внутреннего мира между личностями главная цель
межчеловеческого общения. Тогда изменится внутренняя природа личности, появятся
всесторонне развитые личности. Универсально-развитый, живущий в единстве и
гармонии с внешней и внутренней природой человек - таков идеал Маркса.
Достижение этого идеала он связывает с ликвидацией частнособственнических
отношений, преодолением социального закрепления ролей человека в системе
разделения труда, формированием отношений нового типа - коммунистических.