Миф как объект философской рефлексии
Мифология – мировоззрение первобытнообщинного, родового общества. Мифология
состоит из стихийно складывающихся легенд, сказаний о жизни, о происхождении, о
возникновении ремесел, которые передаются через поколения. Суть мифологии
заключается в перенесении общинно-родовых отношений на весь окружающий мир.
Мифологические представления вырабатываются коллективно-бессознательно и
являются фантастическим, обобщенным отражением природного и социального бытия в
сознании человека родового общества. Основные черты мифологического
мировоззрения сводятся к следующему:
1. Представление о родственной связи сил и явлений и человеческих
коллективов.
2. Антропоморфизм (перенос свойств человека на весь окружающий мир).
3. Персонификация (олицетворение природных сил и способов человеческой
деятельности).
4. Мифологическое мышление по своей природе художественное, оно оперирует
образами, но не понятиями.
5. Авторитарность (обоснование происходящего через авторитет).
Философия же основывается на сознательном теоретическом, рациональном отношении
к миру, на противопоставлении субъекта и объекта, на осознании субъектом самого
себя как активного деятеля.
Философия изучает всеобщие законы природы, общества и человеческого мышления.
Иными словами, философия стремится осознать некую основу для всех сфер
реальности, порождающую все многообразие мира, однако сохраняющую устойчивость
во всех изменениях.
Принципиальная новизна воззрений на мир в Древности требует возврата к
доисторическому мифу. Миф считается исторически первой формой мировоззрения. Он
продукт мировоззренческих и изолированных друг от друга племен. Поэтому
неудивительно, что мир, раскрываемый первобытным мифом, чрезвычайно мал и прост.
В хрестоматийных для современных этнографов австралийских мифах процедура
устройства такого мира описывается: Предки странствовали, совершали разные
деяния. Утомившись в конце пути они превращались в горы, скалы, реки.
первобытный миф рассказывает о том, как предки дали жизнь племени, а также
обеспечили способы ее поддержания: научили охоте…Позже: демографический рост,
усложнение социальной структуры первобытного общества, возникновение городов…
Соответствующие изменения происходили и в мифе, в нем намечалась тенденция к
универсализму. Пространство древнего мифы, в сравнении с первобытным, резко
расширилось и усложнилось, важную роль в нем начал играть космогонический
элемент – повествование о возникновении мира в целом. Если раньше были Боги для
каждого случая, то в последствии пытаются найти нечто универсальное, всемогущее,
всеведущее, бессмертное. Аналогом такого создателя служит материнское лоно.
Следовательно считается, что вначале был матриархат (женщина рожает детей
независимо от мужчин), а потом патриархат.