шпаргалка

Основной вопрос философии. Исторические формы материализма и идеализма.

[ Назад ]

- познаваем ли окружающий нас мир? (основной гносеологический вопрос);

- каковы первичные, фундаментальные основы этого мира? (основной

субстанциональный вопрос);

- каков истинный мир человеческих ценностей и смысл жизни человека? (основной

смысложизненный вопрос);

- каковы основные принципы подхода к научному исследованию мира в целом, а также

отдельных его сфер, процессов, явлений? (основной методологический вопрос).

Как свидетельствует история философии, эти вопросы возникали и формировались

неодновременно, причем на каждом из этапов этой истории то или иное крупное

философское течение выдвигало на первый план лишь один из них, пытаясь придать

ему уникальный и универсальный характер.

Материализм исходит из признания первичности материального начала (Левкипп,

Демокрит, Эпикур, Ламетри, Маркс, Энгельс, Фейербах, Штраус, Геккель). Идеализм

первичным, определяющим объявляет духовное. Однако идеалисты расходятся в его

толковании. Одни считают, что духовное начало, обусловливающее все происходящее

в мире явлений, существует в виде человеческого сознания, ощущений, восприятий,

представлений. Это - субъективные идеалисты (Платон, Лейбниц, Шеллинг, Гегель).

Другие — это духовное представляют в виде ничейного, так называемого абсолютного

сознания, духа, чистой идеи и т.п. Это - объективные идеалисты (Беркли и Юма

18в. Англия).

объективный идеализм — вариант идеализма, принимающий за первопричину и

первооснову всего существующего внечеловеческое, сверхприродное сознание

субъективный идеализм — вариант идеализма, принимающий за первопричину и

первооснову всего существующего человеческое сознание, будь то индивидуальное,

групповое или общечеловеческое

Основной вопрос философии включает в себя, помимо вопроса о первичности

материального и духовного, также вопрос о познавательном отношении человека к

миру. Материалисты рассматривают познание мира как отражение в человеческом

сознании независимой от него реальности. Идеалисты же выступают против теории

отражения, истолковывают познавательную деятельность как комбинирование

чувственных данных, то как конструирование объектов познания посредством

априорных (доопытных) категорий, то как чисто логический процесс получения новых

выводов из имеющихся аксиом и допущений.

Должного внимания заслуживает и вопрос о том, как мир устроен. Этот вопрос нашел

свое решение в двух основных концепциях - диалектической и метафизической.

Диалектика — концепция, согласно которой мир по своей структуре представляет

единое целое, где все взаимосвязано и взаимообусловлено, а с точки зрения

состояния — он находится в движении, развитии.

Согласно метафизике, мир по своей структуре - это совокупность не связанных

между собой взаимопереходами предметов, явлений, процессов. Что касается

состояния мира, то метафизика признает движение и развитие только в ограниченных

рамках, как уменьшение и увеличение, как повторение.



КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |