Философия Древней Индии.
Теория взаимообусловленного существования. Существует спонтанный и всеобщий
закон причинности, который обусловливает все явления духовного и материального
мира. «Имеется причина — возникает и следствие».
Теория кармы. Закон кармы в различных аспектах можно рассматривать как закон
сохранения моральных ценностей, закон о достоинствах и недостатках поведения; он
означает, что проделанная работа не пропадает даром и что все происходящее с
человеком суть не что иное, как результат его собственных деяний.
Учение о всеобщем изменении и непостоянстве. Все вещи, неустанно учил Будда,
подвержены изменению и разложению. Так как все сущее порождается определенными
условиями, оно ликвидируется с исчезновением этих условий.
Теория несуществования души. В соответствии со своей теорией обусловленного
существования и всеобщей изменяемости Будда отрицает существование души. Но в
таком случае могут спросить, как же он объясняет целостность личности во всех ее
перерождениях или даже просто в различных стадиях развития — детстве, юности и
старости. Отрицая целостность идентичной субстанции в человеке, Будда не
отрицает целостности потока последовательных состояний, из которых образуется
его жизнь. Жизнь — это непрерывный ряд состояний; каждое из них зависит от
предшествующих условий и, в свою очередь, порождает следующее состояние.
Целостность эволюции жизни основана, таким образом, на причинной связи,
охватывающей все стадии ее развития. Целостность часто объясняется с помощью
светильника, горящего всю ночь. Его пламя в данный момент зависит от условий
этого момента, но отлично от самого себя в другой момент, который зависит от
других условий.
4 принципа Будды:
1. Каждый может достичь высот.
2. Причины страданий – наши земные желания.
3. Есть место, где нет страданий – иной мир. Нирвана – блаженный покой.
4. Избавление от желаний.