Досократики: милетцы, пифагорейцы, Гераклит, элеаты.
Представителей милетской школы называют натурфилософами. Крупнейшими
представителями Милетской ветви являются: Фалес (625-547), его ученики
Анаксимандр (610-540) и Анаксимен (588-525).
Данные мыслители ставили проблемы: Как совместить вечность мира и преходящий
срок жизни вещей, причем вечность мира воспринималась как аксиома, что
противоречило мифологии, в которой явно выражается начало мира. Как совместить
единство мира ( тоже аксиома) со множественностью вещей? Для объяснения они
вводили представление о всеобщем первоначале, но не как начале во времени, а как
первовеществе, едином и вечном, которое дает начало всему многообразию конечно-
живущих вещей. Фалес предполагал, что этим первовеществом является вода, но не
обычная, а абстрактная вода. В то же время не было полного абстрагирования от
обычной воды. Весь космос представлялся живым сверхсложным существом, и как для
любого существа, вода есть необходимая основа его жизни. Все остальные предметы
также каким-то образом состоят из воды. Впервые была высказана мысль, что Земля
не блин, а некоторое тело в космосе, но не очень толстое. Также было высказана
идея некоторого мирового порядка, закона, которому подчиняется весь мир.
Анаксимандр продолжил идеи Фалеса, но в качестве первовещества у него
фигурировало неопределенное вещество апейрон ("безграничное"). У Анаксимандра
прослеживалась тенденция к более абстрактному пониманию. Землю он представлял
как цилиндр. Анаксимен упростил представление о первовеществе, взяв его
воздухом, мотивируя это тем, что воздух и есть необходимая основа жизни.
Соответственно, все остальные вещи — это сгущение или разрежение воздуха. Он
предложил интересную идею в космологии. Предположил, что Луна ближе Солнца, и на
основании этого объяснил солнечные затмения. Именно у Анаксимена и Анаксимандра
впервые появилась мысль, что жизнь впервые появилась в воде и только потом вышла
на сушу.
Эфесская ветвь Ионийской школы.
Крупнейший представитель Гераклит Эфесский ( 540-480). Он акцентировал внимание
на текучесть и изменчивость мира. Поэтому, в качестве первоначала взял огонь.
Вторая важная идея — то, что мир состоит из противоположностей. Например,
единство бытия и небытия, бытие и небытие есть одно и то же. Идея Логоса,
Мирового порядка. Любовь и ненависть постоянно сменяются и попеременно берут
верх ( цикличность бытия). Гераклит также предположил, что центр вселенной — это
не Земля, а некий Мировой Огонь.
Пифагорейская школа VI-IV вв до н.э.
Пифагор (570-500)
Числа правят миром, числа — фундаментальная сущность мира. Число объект
странный — его нельзя пощупать, либо увидеть — число можно только помыслить, его
нельзя ни искорежить, ни поломать — идеальные объекты. Это начало философского
идеализма. Пифагорейцы резко различали сущностный мир ( мир идеальных объектов)
и мир явлений ( эмпирический мир, в котором мы живем). Сущностный мир шире чем
мир чисел. Числа — лишь один из объектов этого мира, все объекты сущностного
мира ( идеальные объекты) — вечны, а материальные объекты — не вечны. Душа у
пифагорейцев считалась идеальным объектом. После смерти человека вечная душа
переселяется в другого человека (влияние восточных учений). Метапсихоз —
греческий термин для переселения душ, реинкарнация — латинский термин. У
пифагорейцев развивались интенсивно качественный подходы в духе ионийской школы,
они до нас почти не дошли и особого интереса не представляют. Идеи пифагорейцев
легли в основу учения Платона.
Элейская школа или Элеаты.
Основателем школы называют Ксенофана ( 570-480) Наиболее крупными
представителями были Парменид (540/538 — 515), Зенон — элейский ( кон. VI —
первая пол. V в до н.э.).
Ксенофан критикует мифологию, божественное начало едино.
Парменид ставит вопрос о том, как соотносятся между собой бытие и небытие.
Возможные ответы: и то и то существует — этот ответ он считает несостоятельным,
т.к. если небытие существует, то это есть бытие иного вида.
2-й ответ: бытие и небытие одно и то же — тоже неудовлетворительный ответ.
3-й ответ: бытие существует, а небытие не существует — это ответ самого
Парменида. В рамках такого понимания он развивает идею о единстве бытия. Если
бытие едино и небытие не существует, то в мире нет пустых мест. Это означает,
что движение невозможно, т.к. все места уже заняты, т.е. перемещаться некуда. А
значит, все неподвижно, а движение существует только во мнении.
Зенон-Элейский 4 знаменитых апории Зенона: "Ахиллес и Черепаха",
"Дихотомия","Летящая стрела", "Стадий".
"Ахиллес и Черепаха" — Ахиллес никогда не догонит Черепаху. Этим Зенон
доказывает, что никакой движение не может закончиться.
"Дихотомия" — чтобы пройти единичный отрезок, нужно пройти его половину, чтобы
пройти половину, нужно пройти сначала одну четверть, а для этого — одну восьмую
и т.д. Следовательно, никакое движение не может начаться.
"Стрела" — в каждый момент времени стрела находится в точке пространства, значат
( скрытый постулат) она в ней покоится. Значит, движение — фикция нашего мнения.
Зенон понимал, что если ввести дискретность пространство, от его парадоксов
ничего не останется. Поэтому, он составил апорию "Стадий".
"Стадий" — пусть минимальный отрезок — это стадий. Поставим на концах двух
бегунов. Они встретятся посередине и разделят его пополам.