Софисты и Сократ. Метод Сократа.
Софизм – философское направление, основывающееся на признании двусмысленности
понятий, умышленно ложном построении умозаключений, формально кажущихся
правильными, выхватывании отдельных сторон явления.
Протагор (480-410)
Был основателем "софистики". все учителя учили своих учеников бесплатно, софисты
же были первыми, кто начал брать плату — появились первые профессиональные
преподаватели — "учителя мудрости" — софисты, философами их не называли. .
Протагор делает вывод: наше познание относительно — философский релятивизм.
Вопрос: а относительно чего оно относительно? Ответ Протагора: оно относительно
относительно человека.
Отсюда тезис: "человек — мерило всех вещей", и его уточнение: " всех вещей
существующих, так как они существуют и всех вещей несуществующих, так как они не
существуют". Протагор развивает позицию, с точки зрения которой наши знания
носят сомнительный характер. Протагор — родоначальник скептицизма. Горгий
сформулировал три тезиса ( 3 тезиса Горгия) — квинтэссенция скептицизма:
Ничто не существует
А если что-то существует, то оно непознаваемо.
А если что-то и познаваемо, то это знание другим не передаваемо.
Активным представителем старшей софистики были Алкидам и Продик — первые
открытые атеисты. Они первые отвергли существование богов. Самым интересным было
то, что подавляющее большинство философов исходило из того, что естественным для
человечества является рабовладение. Софисты (Алкидам и Продик) первые стали
сомневаться в этом. Для общества, в котором все базировалось на рабском труде
нужно было обладать не только интеллектуальной, но и нравственной смелостью,
чтобы усомниться в рабовладении. Их нередко изгоняли из городов, но будучи
известными, они легко находили убежище в соседних городах.
Сократ ничего не писал и учил устно. Мы знаем о Сократе в основном из
произведений Платона. Сократ — действующее лицо многих диалогов Платона.
Основная идея Сократа: человек — это некоторое подобие космоса — микрокосмос.
Знание может быть получено о большом космосе изнутри человека. Отсюда знаменитый
тезис Сократа: "Познай самого себя".
Сократ развивает учение о методе познания. Начинает он со знаменитого
утверждения: " Я знаю, что я ничего не знаю". Этот тезис — начало познания.
Дальше Сократ разыскивает способ рассуждения, который изнутри самого себя может
дать знание.
Способ помощи в рождении знания Сократ называет маевтика ( деятельность
акушерки). Путем правильной постановки вопроса, путем столкновения
противоположных мнений должно появиться правильное решение.
Большое место в учении Сократа играет идея единства мира ( макрокосма и
микрокосма). Сократ критикует античный полетеизм, выдвигая идею единого бога.
С Сократа начинается антропологический поворот в философии. Рядом с темой
человека в его учении стояли проблемы жизни и смерти, этики, свободы и
ответственности, личности и общества.
Сократ связал разум с моралью => счастливый человек – разумный человек. После
было основано 3 школы:
1. Киренаики (Гигесий)– отличительная черта – гедонизм – смысл жизни в
удовольствии. Развратная школа.
2. Киники (Диоген) (гр. «собаки») – ученики этой школы старались жить очень
примитивно. Минимум одежды, без посуды, дома. Игнорировали богатство.
Проповедовали верховенство природы и разума.
3. Академия или Платонизм - основатель Платон. Академ - Бог в Афинах.
Сократ для обоснования своих взглядов пользуется разработанным им методом -
диалектикой, искусством диалектического спора.
Все диалектические рассуждения проводятся по принципу деления родового понятия
на составляющие его виды. Таким образом, диалектика состоит в том, чтобы дать
различные определения одному понятию с разных сторон. В этом, по мнению Сократа,
и рождается истина.
Майевтика – с помощью искусно задаваемых вопросов он выделял ложные определения
и находил истиныне.
В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что
добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет
поступать дурно.