Метафизика Аристотеля.
Аристотель отказывается от разделения на два мира и начинает самостоятельное
осмысление мира.
Задача философии у Аристотеля, как и у Платона — выделение максимально общего.
Он выделяет два уровня философии: теоретическую и практическую философии.
Теоретическая: Учение о сущности нашего мира — метафизика. "Метафизика" имеет
два разных значения.
а) знание о сущности нашего мира, иногда способ получения этого знания (знание
сущности противопоставляется знанию только явлений), в этом значении этот термин
чаще всего фигурирует в философии. Полемика о том, что только знанием является
знание только явлений — феноменализм — представлена резко в античной философии.
Метофизике возражали Юнг, Кант и др.
б) с XIX века идеалистическая метафизика отождествляется с метафизикой
(идеалистическая метафизика — напр., метафизика Платона).
в) Гегель вводит понятие метафизики как противоположность диалектике.
В первую философию входит метафизика: свод трудов, в которых рассматривается
сущность нашего мира;
свод трудов, посвященных проблемам познания — органоны ( латинское слово
"орудие", "инструмент", "метод") — латинское происхождение вызывает подозрение,
что своды написал не Аристотель, а его ученики.
Бог – перводвигатель, абсолютное начало всех начал. Мировое движение есть
цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает и единого
двигателя.
Любое знание начинается с ощущений.
Аристотель вводит два начала — материю и форму. В отличие от Платона, Аристотель
не отделяет форму от предмета, форма существует только в предмета. Существует
также форма всех форм — это Бог. Пространство у Аристотеля неоднородно.
Аристотель подразделяет движения на естественные и насильственные. Естественные
движения — те, которые не требуют особой причины ( например, круговые движения и
движение тел к своему месту). Круговые движения являются совершенными, так как
не имеют ни начала ни конца. Неестественные движения являются насильственными.,
т.е. требуют наличия силы — действующей причины. Аристотель отделяет человека (
животное политическое) от животных, которые ведут общественный образ жизни
(пчелы, муравьи). Как следствие, высшая форма деятельности — занятие политикой.
Он выделяет три правильных и три неправильных ( вырожденных, деградировавших)
формы правления.
Правильные: монархия, аристократия, полития.
Неправильные: тирания, олигархия, демократия.
Аристотель основал свою философскую школу «перипатетиков» (по названию
лекционных залов в крытых галереях - peripatos). Во-первых, его интересовали
вопросы естествознания, философии, логики, истории, политики, этики, культуры,
эстетики, литературы, теологии и т.д. Во-вторых, он сформулировал понятие
философии. В качестве «первой философии» он рассматривает «метафизику» и
«второй философии» - физику. «Метафизика» – наиболее возвышенная из наук,
потому что не преследует эмпирические или практические цели. Она отвечает на
вопросы как исследовать причины первых или высших начал, познать «бытие,
поскольку оно бытие», получить знание о субстанции, Боге и субстанции
сверхчувственной. В учении о материи и форме Аристотель рассматривает два начала
каждой вещи (вещь = материя + форма). Впервые он вводит понятие материи. Каждая
вещь становится сама собой благодаря форме (эйдосу).
Изучение бытия возможно лишь с помощью логики (органон – орудие для изучения
бытия). Логика, по мнению Аристотеля, имеет методологическое значение для
познания.
Аристотель большое внимание уделяет душе человека, разрабатывает свою этику.
Характерной особенностью философии Аристотеля является колебание между
материализмом и объективным идеализмом, диалектикой и недиалектическим методом.