Философские школы эпохи эллинизма (эпикурейцы, стоики, скептики).
Философское направление - стоицизм. Их жизненный идеал – невозмутимость и
спокойствие, способность не реагировать на внутренние и внешние раздражающие
факторы. Часто мудрец должен быть апатичным. Человек должен принимать все
события, как есть, нельзя сопротивляться. По давней античной традиции огонь
считался стоиками основным элементом мироздания. Марк Аврелий – Бог дает каждому
человеку особого доброго гения в руководители.Вселенная – единое, живое
существо, обладающее единой субстанцией и единой душой.. Имеется четыре
добродетели в жизни: мудрость, умеренность, мужество и справедливость. Все
человеческие существа равны.
Согласно Хрисиппу, существует мировая душа. Это чистейший эфир, самый подвижный
и легкий, женственно-нежный, как бы тончайший вид материи.
Большое вниание уделяли грамматике и выразительности своей речи.
Эпикуреизм связан с творчеством Эпикура (341-270 гг. до н.э.). В теории познания
он отстаивал сенсуализм, безгранично доверяя показаниям органов чувств и не
доверяя разуму. Главным принципом, целью жизни человека объявляется наслаждение,
удовольствие. Средством в борьбе со страданиями, способом достижения спокойствия
души и счастья Эпикур считает следование сущности разумных человеческих
моральных требований «Пока мы есть, смерти еще нет, а когда смерть есть, то нас
уже нет». Человек зря боится богов, так как им наплевать на людей, им не
интересно заниматься нашим миром. Призывает уходить от общества, все что с ним
связано – ложный путь. У Эпикура атомы мельчайшие, очень резко критикует
концепцию абсолютной предопределенности, так как поведение человека получается
предопределено состоянием атомов. Фатализм — предопределено все.
Эпикур утверждает, что предопределённый мир Демокрита хуже любого ада (точнее,
Аида) — оно унылое и безрадостное. Идея Эпикура: атомы при их движении в пустоте
могут испытывать случайные отклонения от своего движения — клинамены. За их счет
возможно свободное поведение. Эпикур развивает этику — науку о поведении
человека. Этика Эпикура разительно отличается от Эпикуреизма. Эпикуреизм читает,
что цель — получение человеком удовольствия ( правильней было бы говорить
гедонизм).
Эпикур же делит наслаждения на чувственные и интеллектуальные. И первые —
осуждает, т.к. за них всегда следует расплата ( переел, перепил и т.д.) Этика
Эпикура близка к этике стоиков.
Лукреций Кар – не отрицает существование Богов, состоящих их тончайших атомов. У
него атомы – не предел делимости, а своего рода творческое начало, из которого
создается конкретная вещь со всей ее структурой.
Скептицизм – учение обоснованное Пирроном - сомнения в познавательной ценности
чувственности. Возникло на основе выработанных предшествующими мыслителями идей
о постоянной текучести всех событий сущего, противоречиях между чувственными
впечатлениями и мышлением. Философов больше интересовал не столько вопрос о том,
что есть и как существует мир, сколько вопрос о том, как надо жить в этом мире,
чтобы избежать угрожающих со всех сторон бедствий. Философ – тот, кто стремится
к счастью, а оно состоит в невозмутимости и в отсутствии страданий. На вопрос из
чего состоят вещи мы ответить не можем «всякая вещь есть это не в большей мере,
чем то». Надо воздерживаться от каких либо суждений. Скептицизм – это не полный
агностицизм. Достоверны для нас наши чувственные восприятия. «Это кажется МНЕ
горьким или сладким».