Средневековая философия: генезис, основные проблемы, концепции.
Средневековая философия принадлежит в основном эпохе феодализма (V-XV вв.). Вся
духовная культура этого периода была подчинена интересам и контролю церкви.
Центральная идея средневековой философии – идея монотеистического Бога-Творца.
Идея одного Бога-Творца исключает кого-либо равного. Особенностью является
сплав теологии и античной философской мысли. Бог - творец всего сущего, а его
воля безраздельно господствующей над миром силой. Философия - «служанка
богословия».
Основные принципы: креационизм – идея сотворения мира Богом из ничего;
провиденциализм – понимание истории как осуществления заранее предусмотренного
Богом плана спасения человека; теодицея – как оправдание Бога; символизм –
своеобразное умение человека находить скрытое значение того или иного предмета;
откровение – непосредственное волеизъявление Бога; реализм – существование
общего в Боге, в вещах, в мыслях людей, словах; номинализм - особое внимание к
единичному.
Для средневекового сознания мир появляется по непредсказуемому желанию Бога, по
сути, случайно. Мира могли не быть. Мир сотворен именно из ничего, из небытия. В
средневековой картине мира нет того принципиального противопоставления души и
тела, которое характерно для развитой древности. Душа без тела неполноценна.
Смерть рассматривается в качестве временного состояния, как правило, до
Страшного суда.
В средневековье чудо, к которому причастен человек, есть результат не его
знания, но его веры, его особых отношений с Богом. Чудо нельзя предсказать, но,
как правило, его можно объяснить и сделать в связи с этим объяснением
назидательный вывод.
В средневековье наш мир воспринимается как лучший среди других возможных. Он
хорош в первую очередь потому, что создан по желанию Бога-Творца и пока что
нравится ему.
Идея откровения находится в основе монотеистической этики. Для средневекового
сознания нравственное совершенствование человека, а следовательно и его
спасение, собственными силами невозможно. Это означает, что человек без Бога,
несмотря на все попытки нравственного совершенствования, обречен на моральную
деградацию и вечную гибель. Человек может страстно желать общения с богом, но не
получить его. И наоборот – не знать Бога, но помимо своей воли и даже желания
встретится с ним.
Многие люди с воодушевлением принимали и страдание, и даже мученическую смерть,
считая это привилегией, даруемой Богом за праведность.
Человек является рабом не по природной необходимости, а, фактически,
добровольно. Представление о времени: время развивается линейно – тем самым мир
обретает историю и каждое произошедшее в нем событие становится уникальным,
неповторимым.
Патри́стика (от греч. πατήρ, лат. pater — отец) — философия и теология отцов
церкви, то есть духовно-религиозных вождей христианства до VII века (см. также
Учителя церкви). Учения, выработанные отцами церкви, стали основополагающими для
христианского религиозного мировоззрения. Патристика внесла огромный вклад в
формирование этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества.
Сочинения «отцов церкви», писателей, заложивших основы философии христианства
(Тертуллиан (Верую потому что нелепо), Климент Александрийский, Ориген, Иероним,
Августин Аврелий (Злой – недостаток добра)). Апологетика и патристика
развивались в греческих центрах и в Риме.
Схоластика – основана на соединении догматики и рационалистического обоснования
с предпочтением формально-логической проблематики. Наиболее, приоритетной
проблемой схоластики была проблема универсалий (содержания общих понятий). С
попыткой решения этой проблемы связаны три философских течения: концептуализм,
реализм и номинализм. Реализм – универсалии существуют реально, самостоятельно
(Августин, Фома Аквинский). Номинализма – универсалии возникают в человеческом
уме, закрепляются названиями, именами (ноумен) и не существуют вне человеческого
ума (Оккам, Расцелин). Концептуализм – общим понятиям соответствует нечто в
самих вещах, но это нечто не обладает самостоятельным существованием, выявляется
в результате абстрагирующей концептуализации в человеческом уме.
Августин Блаженный - идея о том, что бытие Бога — это высшее бытие.
Материальное тело и разумная душа составляют сущность человека, который через
свою душу приобретает бессмертие и свободу в своих решениях и действиях. У
человека есть два источника знаний: чувственный опыт и вера.
Фома Аквинский - крупнейший теолог католической церкви. Развил пять
"онтологических" доказательств бытия Бога в мире. Они сводятся к следующему: Бог
есть "форма всех форм"; Бог есть исток всего; Бог - высшее совершенство; Бог -
высший источник целесообразности; от Бога исходит закономерный, упорядоченный
характер мира.