Эмпиризм в новоевропейской философии XVII-XVIII вв. (Ф.Бекон).
Человек никогда не сможет понять какой мир. На первом месте чувства, опыт, на
втором – разум.
Основные отличия –
связан с номинализмом;
критикует «теорию» врожденных идей;
как правило, критикует категорию «субстанции» как одно из абстрактных понятий;
уделяет заметное место проблемам индуктивного метода.
«Табула Расса» - чистая доска. Под влиянием опыта человека на ней записываются
алгоритмы. Ф. Бэкон одним из первых поставил перед собой задачу создания
научного метода, дающего истинное и полезное знание. Им поставлена цель
направленного изучения природы и овладения ею. Наука должна приносить
практическую пользу: «Знание – сила». Степень власти человека над природой
находится, по мнению философа, в прямой зависимости от степени знания законов
природы.
Метод Бэкона ориентирован в основном на качественное познание природы. Он
состоит в собирании и классификации форм.
Разум позволяет так организовать, спланировать наблюдение и эксперимент, чтобы
услышать голос самой природы и истолковать сказанное ею правильным образом.
В исследовании природы, по мнению Бэкона, мы часто руководствуемся ложными
идеями и понятиями, названными им идолами. Он выделял четыре их основных вида:
идолы рода, пещеры, площади и театра.
Идолы рода — это предрассудки нашего ума, проистекающие из смешения нашей
собственной природы с природой вещей. Человек склонен судить о природе по
аналогии с собственными свойствами.
Идолы пещеры — заблуждения, вытекающие из индивидуальных особенностей каждого
человека (его воспитания, круга чтения, авторитета тех, кем он восхищается,
симпатий, антипатий и т. д.).
Идолы площади или рынка вытекают из смысловой многозначности и неправильного
употребления слов.
Идолы театра - Бэкон называет некоторые философские системы баснями и сказками,
“предназначенными быть разыгранными на сцене, пригодными для создания выдуманных
театральных миров”.
Идеалом для Бэкона был беспристрастный ум, освобожденный от всякого рода
предрассудков, открытый и внимающий опыту. Истолковав опыт как конечный источник
всех наших знаний, Бэкон тем самым заложил основы эмпиризма.