Рационализм в новоевропейской философии XVII-XVIII вв. (Р.Декарт).
(Декарт, Спиноза, Лейбниц)
Рационализм – противоположное эмпиризму направление, подчеркивающее автономность
разума от чувств, ограниченность чувственного опыта и на этой основе приоритет
разума в познании. Связан с реализмом. Признает врожденные идеи» как основу
истинного познания. Категория «субстанции» — одна из основных.
С точки зрения Декарта, недостаточно иметь хороший ум, гораздо важнее — хорошо,
правильно применять его. С целью научиться хорошо применять ум он и разработал
свой метод. В нем четыре правила.
Первое правило — правило очевидности, которое Декарт формулирует следующим
образом:” Никогда не принимать за истинное ничего, что я не признавал бы таковым
с очевидностью, т. е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать
в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо,
что никоим образом не сможет дать повод к сомнению”.
Второе правило — это правило анализа: “Делить каждую из рассматриваемых ...
трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить”.
Третье правило — правило синтеза, заключающееся в том, чтобы “располагать свои
мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых,
и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская
существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не
предшествуют друг другу”.
Правило четвертое — правило контроля, которое Декарт определяет так: “Делать
всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть
уверенным, что ничего не пропущено”.
С помощью сомнения он ищет несомненное. И находит его в истине “я мыслю,
следовательно, я существую” (cogito ergo sum). И действительно: можно
сомневаться во всем, но нельзя сомневаться в том, что сомневаешься. Сам процесс
сомнения несомненен. Сомнение — акт мышления. Поскольку я сомневаюсь, я мыслю.
Как рационалист, Декарт настаивал на исключительной роли дедукции в процессе
познания. Под дедукцией он понимал рассуждение, опирающееся на вполне
достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных
логических выводов.
Декарт дуалист, он считал душу и тело двумя независимыми и в этом смысле
равноправными субстанциями. Основное свойство тела (материальной субстанции) —
протяжение. Душа как нематериальная субстанция непротяженна.
Наш мир безумен. Он представляет собой некий сложный механизм. Бог создает его
таким, все вещи в нем роботы – автоматы. В начале творения Бог дает толчок и
приводит в движение. Потом Бог уже может не вмешиваться в дела мира => нет чуда
=> возможна наука. Главная наука – физика, механика. Осмысление сложных вещей.
Разрабатывает механическую картину природы.