Метод и система Г.Гегеля.
Он отвергает кантовское учение о непознаваемости «вещи в себе». Рисуя картину
мира, Гегель полагал, что ни материя, ни сознание человека не могут
рассматриваться как первичное, ибо сознание невозможно логически вывести из
материи, а последняя также не выводима из человеческого сознания, которое само
должно быть понято как результат всего предшествующего развития некоего
абсолютного первоначала.
Субстанциональную основу мира, по Гегелю, образует тождество бытия и мышления,
т.е. понимание реального мира как проявления идеи. В основе всех явлений
природы и общества лежит абсолют, духовное и разумное начало – «абсолютная
идея», «мировой разум» или «мировой дух».
Абсолютная идея проходит в своём развитии 3 этапа:
1. Развитие идеи в её собственном лоне
2. Развитие идеи в форме «инобытия» как акт отчуждения от самой себя, т.е.
деградация. Это означает порождение природы.
3. Переход от чуждой для идеи природы в область развития духа, развитие
идеи в мышлении и истории. С достижением этой стадии развитие прекращается.
Движущей силой развития духа Гегель считал диалектическое противоречие субъекта
и объекта, мысли и предмета.
Философской системе гегелевского идеализма присущи:
1. Пантеизм (божественная мысль составляет сущность каждой, даже самой
малой вещи)
2. Панлогизм (объективное божественное мышление строго логично)
3. Диалектика
Метод Гегеля был направлен на бесконечность познания, а идеалистическая система
его ограничивала. Противоречие между методом и системой Гегеля – это
противоречие между конечным и бесконечным. Гегель был первым, кто применил
диалектический метод. Выступил против старого подхода изучения философии,
познания мира.
Истинный мир – мир разума. Очень много бессмысленных явлений. Смысл можем
увидеть только благодаря уму.
Иной мир развивается, находится в постоянном движении. Иной мир – мир смыслов.
Он оказывает влияние на наш мир, который представляет собой хаос.