Терминология
Априоризм (Кант) – человек обладает знанием, полученным до опыта.
Гуманизм (да Винчи, Эразм Роттердамский, Бруно, Бэкона) - мировоззрение
антропоцентризма.
Реализм (Платон, Фома Аквинский, Гегель) - учение, противоположное номинализму,
приписывающее общим родовым понятиям (universalia) действительное
самостоятельное существование.
Схоластика (Росцелин, Фома Аквинский, Бэкон) - тип религиозной философии,
характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением
догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к
формально-логической проблематике.
Патристика (Тертуллиан, Ориген, Григорий Нисский) - направление философско-
теологической мысли 2-8 вв., связанное с деятельностью – «Отцов Церкви».
Апологетика (Ориген, Климент Александрийский) - раздел богословия, в котором
сформулированы основные доказательства истинности главных религиозных
представлений.
Софистика (Протагор, Горгий, Гиппий) – использовали софизмы - формально
кажущееся правильным, но ложное по существу умозаключение, основанное на
преднамеренном нарушении правил логики.
Логос - философский термин, фиксирующий единство понятия, слова и смысла, причем
слово понимается в семантическом плане, а понятие - как выраженное вербально.
Космос - философская категория, фиксирующая представления о мире как об
упорядоченной и структурно организованной целостности, подчиненной в своей
динамике имманентной закономерности.
Мистицизм (Мейстер Экхарт) - умонастроение и учение, исходящее из того, что
подлинная реальность недоступна разуму и постигается лишь интуитивно-
экстатическим способом, каковой усматривается в мистике.
Агностицизм (Беркли, Юм, Кант)- воззрение, утверждающее, что мы ничего не знаем
о действительной сущности вещей, так как она остается за пределами нашего опыта
вследствие этого первопричины явлений - душа, Бог - непознаваемы. Врожденные
идеи - прирождённость уму или субъекту некоторых общих «идей» или истин.
Антропоморфизм - перенос свойств человека на весь окружающий мир.
Герменевтика (Дильтей) - направление в философии и гуманитарных науках, в
котором понимание рассматривается как условие (осмысления) социального бытия.
Диалектика (Платон, Декарт, Спиноза)– учение о развитии
Догматизм - установка, опирающаяся на догмы, неизменные понятия, вечные истины.
Дуализм (Декарт, Юм, Кант, Лейбниц)- идеея о наличии двух несводимых друг к
другу начал: духовной и материальной субстанций
Идеализм (субъективные: Платон, Лейбниц, Шеллинг, Гегель; объективные: Беркли,
Юм) - первичным, определяющим объявляет духовное. Субъективные идеалисты:
духовное начало - человеческое сознание. Объективные идеалисты: духовное -
абсолютное сознание, дух.
Иррационализм (Шопенгауэр, Дильтей, Ницше)- направление в философии,
настаивающее на ограниченности человеческого ума в постижении мира.
Иррационализм полагает существование областей миропонимания недоступных разуму и
достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, вера и т. п.
Концептуализм (Абеляр, Локк)- умеренное направление номинализма, трактовки
уиверсалии в качестве содержащихся в человеческом сознании имен (nomina)
соответствующих объектов, однако предусматривающее наличие реально существующих
общих признаков единичных предметов, что позволяет объединенять их в класс
(conceptus).
Креационизм (Линней, Кювье)– идея сотворения мира Богом из ничего.
Материализм (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Ламетри, Маркс, Энгельс, Фейербах,
Штраус, Геккель) - исходит из признания первичности материального начала.
Миф - форма целостного массового переживания и истолкования действительности при
помощи чувственно-наглядных образов, считающихся самостоятельными явлениями
реальности.
Мифология - мировоззрение первобытнообщинного, родового общества. Мифология
состоит из стихийно складывающихся легенд, сказаний о жизни, о происхождении, о
возникновении ремесел, которые передаются через поколения.
Натурфилософия - философия природы, умозрительное истолкование природы,
рассматриваемой в её целостности.
Неопозитивизм (Вейсман)- убеждение в возможности решения философско-
методологических вопросов науки, абстрагируясь от философии как метафизики.
Номинализм (Росцелин)- вне нашего ума не существует никаких реальностей, которые
соответствовали бы тому, что мы называем родовыми понятиями, существуют только
названия этих понятий.
Откровение – непосредственное волеизъявление Бога.
Панлогизм - объективное божественное мышление строго логично.
Пантеизм - божественная мысль составляет сущность каждой, даже самой малой вещи.
Персонификация - олицетворение природных сил и способов человеческой
деятельности.
Позитивизм (Конт, Милль)- первенство науки.
Постпозитивизм (Поппер, Кун, Лакатоса, Бернард) - критическое отношение к
преувеличению роли абстрактно-логических конструкций и перенос акцента на
социокультурные аспекты научного познания.
Проблема универсалий – каким образом неповторимые индивиды содержат в себе нечто
общее.
Провиденциализм (Августин Аврелий)– понимание истории как осуществления заранее
предусмотренного Богом плана спасения человека.
Рационализм (Платон, Декарт, Спиноза, Лейбниц Кант) - направление, признающее
разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех
жизненных устремлений человека.
Сенсуализм (Локк) - направление в теории познания, согласно которому ощущения и
восприятия - основа и главная форма достоверного познания. Противостоит
рационализму. Основной принцип - «нет ничего в разуме, чего не было бы в
чувствах».
Символизм – своеобразное умение человека находить скрытое значение того или
иного предмета.
Теодицея – оправдание Бога.
Теология – богословие.
Феноменология - метод, основанный на интуитивном усмотрении сути вещей.
Фидеизм - утверждение приоритета веры над разумом и божественного откровения над
рациональными способами освоения действительности.
Экзистенциализм (Хайдеггер, Бердяев, Камю) - в центре находится проблема
уникальности человека.
Эмпиризм (Юм, Беркли, Бэкон, Локк) - направление в теории познания, признающее
чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Противостоит
рационализму и мистицизму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта,
чувственного познания, принижение роли рационального познания.