Идея развития в философии
Философское осмысление развития означает воспроизведение всеобщих характеристик
всего многообразия связей, отношений и процессов реальности. В результате
развития возникает новое качественное состояние объекта.
Единый мировой процесс развития – это непрерывное усложнение организации. Единый
процесс развития охватывает неживую, живую природу и общество.
В качестве ключевых понятий взята дарвиновская триада: изменчивость,
наследственность, отбор.
Изменчивостью называются любые проявления стохастичности и неопределенности. Они
составляют естественное содержание всех процессов микромира, но имеют место и на
макроуровне.
По существу, все развитие нашего мира можно представить моделью некоего
турбулентнообразного движения материи – как непрерывное образование новых форм
организации, их неизбежное разрушение, последовательность переходов от одних
состояний к другим. Различие будет заключаться лишь во временных масштабах, в
степени детализации анализа и характере интерпретации результата.
Второй важнейший фактор, определяющий процессы развития, – наследственность.
Этим термином обозначается не только способность материи сохранять свои
особенности, но и ее способность изменяться от прошлого к будущему, способность
будущего зависеть от прошлого. Таким образом, наследственность – это термин,
отражающий влияние прошлого на будущее.
Третий фактор – отбор. Внутривидовой отбор отбирает те признаки, те особенности,
которые, возникнув в результате действия случайных факторов, затем передаются в
будущее за счет действия механизмов наследственности.
Мышление древних не знало понятия развития в точном смысле этого слова, т.к.
время тогда понималось как протекающее циклически. Представление об абсолютно
совершенном космосе, на которое опиралось античное мышление, исключало
постановку вопроса о направленных изменениях, ведущих к возникновению
принципиально нового. Идея направленности времени выдвигается в христианстве,
которое относит ее лишь к сфере духа. С возникновение в эпоху Возрождения
опытной науки идея линейного направления времени распространяется на природу -
формируется представление о естественной истории, т.е. необратимых и
направленных изменениях природных объектов. Это нашло выражение в
космогонических гипотезах, а затем в теориях эволюции и биологии. Глубокую
философскую разработку идея развития получила в немецкой классической философии,
особенно у Гегеля, который строил диалектику как учение о всеобщем развитии
духа. Идеализм гегелевского учения о развитии подвергся критике в марксизме,
истолковывающем развитие как универсальное свойство материи и вместе с тем как
всеобщий принцип, служащий основой для объяснения истории общества и познания.
Общей философской теорией развития является материалистическая диалектика,
законы которой дают характеристику внутреннего механизма, движущих сил, общей
направленности и основных фаз развития.
В наше время выделяются следующие механизмы развития:
Адаптационные механизмы. Основная их особенность состоит в том, что они
позволяют с определенной точностью предвидеть развитие события – прогнозировать
его. Это происходит потому, что адаптация – это самонастройка, обеспечивающая
развивающейся системе устойчивость (стабильность) в данных конкретных условиях
внешней среды.
Пороговые (бифуркационные (по А. Пуанкаре)) механизмы развития. Организация
системы обладает пороговыми состояниями, переход через которые ведет к резкому
качественному изменению.