Исторические формы диалектики
В современном понимании диалектика - философская теория развития природы,
общества, мышления и основанный на этой теории метод познания и преобразования
мира. Можно выделить три ее исторические формы - стихийную диалектику древних,
диалектику Гегеля и марксистскую диалектику.
Стихия мысли древних охватила большое количество самых разнообразных философских
вопросов. Представляя мир интеллектуально, первые философы осознали всеобщую
изменчивость существующего. Они понимали ее и как превращение первоначала мира в
многообразие его явлений, и как превращение отдельных форм бытия друг в друга.
Многие древнегреческие философы были диалектиками. Сократ ввел в культурный
оборот термин "диалектика" в значении искусства обнаружения истины в споре. Сам
он в совершенстве владел этим искусством. Зенона Элейского Аристотель назвал
"изобретателем диалектики", имея в виду ряд поставленных им диалектических
проблем: противоречивость понятия движения (известные апории Зенона) и
противоречивость отдельных форм бытия.
В философской мысли Древней Греции идея изменчивости наиболее ясно высказана
Гераклитом. В дошедших до нас фрагментах его сочинений обращает на себя внимание
ряд диалектических утверждений: "нельзя дважды вступить в ту же самую реку",
"ничто не постоянно... одно и то же: удовольствие - неудовольствие, знание -
незнание, большое - малое... все сменяется в игре Века”.
Описывая развитие мира, Гегель исходил из объективно-идеалистической идеи,
согласно которой развитие мира есть результат творения духа (абсолютного разума,
Бога). Поэтому открытые им диалектические законы, по существу, явились законами
развития духа. Соответственно и созданная Гегелем диалектика получила
идеалистический характер.
Основным содержанием материалистической диалектики является объяснение того,
почему материя движется, как она развивается, имеют ли направленность ее
изменения.
Главная задача - показать, откуда у материи появляется неисчерпаемая энергия
вечного самодвижения, как развитие материи приводит к возникновению и развитию
духа.
Теория материалистической диалектики имеет два взаимодополняющих уровня
объяснения развития: 1) идейный уровень; 2) собственно теоретический уровень.
Первый уровень составляют принципы, определяющие диалектико-материалистический
способ понимания мира. Принципы диалектики – это предельно общие идеи,
выражающие концептуальные основы диалектики.
Второй уровень теории развития образуют законы материалистической диалектики. В
законах находят отражение объективные, наиболее общие, повторяющиеся,
устойчивые, необходимые, существенные связи, характеризующие структуру развития
мира.
1) закон единства и борьбы (взаимопроникновения) противоположностей,
раскрывающий источник развития; 2) закон взаимного перехода количественных и
качественных изменений, позволяющий показать, как происходит развитие, и таким
образом уяснить его характер; 3) закон отрицания отрицания, на основе которого
появляется возможность объяснить направленность развития.
Во вторую группу входят законы, объясняющие ту часть структуры развития, которая
обусловливает наличие в нем всеобщих противоположных сторон: возможности и
действительности, необходимости и случайности, содержания и формы и т.п. Эти
законы объясняют сущность взаимодействия противоположных сторон развивающегося
мира. закон взаимосвязи возможности и действительности; закон взаимосвязи
явления и сущности; закон взаимосвязи формы и содержания и т.п. Эти законы
обычно называют неосновными.