Детерминизм и индетерминизм. Проблема свободы воли.
Методологический принцип детерминизма является одновременно и основополагающим
принципом философского учения о бытии. Сам термин “детерминация” происходит от
латинского determino (определяю) и может быть расшифрован как обязательная
определяемость всех вещей и явлений в мире другими вещами и явлениями.
Среди многообразных форм детерминации, отражающих универсальную взаимосвязь и
взаимодействие явлений в окружающем мире, особенно выделяется причинно-
следственная, или каузальная (от лат. causa — причина), связь, знание которой
ничем не заменимо для правильной ориентировки в практической и научной
деятельности. И все же принцип детерминизма шире принципа каузальности: кроме
причинно-следственных связей он включает в себя и другие виды детерминации
(функциональные связи, связь состояний, целевую детерминацию и т.д.).
Детерминизм в своем историческом развитии прошел два основных этапа — этап
классического (метафизического, механистического) детерминизма и этап
детерминизма постклассического, диалектического по своей сущности.
В истоках метафизической трактовки детерминизма мы обнаруживаем атомистическую
концепцию Демокрита, которая (в отличие от концепции Эпикура) отрицала
случайность, принимая ее просто за непознанную необходимость. Такой детерминизм
в дальнейшем развивается Ф. Бэконом, Т. Гоббсом,
Б. Спинозой, Р. Декартом, Ж. Ламетри, П. Гольбахом и другими философами Нового
времени.
После дарвиновской теории происхождения видов и в особенности появлению
квантовой механики, выяснилось, что многие законы, объясняющие мир, носят
статистический характер, то есть не допускают однозначной предсказуемости и,
следовательно, являются законами вероятными.
В истории философии известны два вида индетерминизма:
1. Так называемый “объективный” индетерминизм, начисто отрицающий причинность
как таковую, не только ее объективную данность, но и возможность ее
субъективистского истолкования.
2. Идеалистический индетерминизм, который, отрицая объективный характер
отношений детерминации, объявляет причинность, необходимость, закономерность
продуктами субъективности, а не атрибутами самого мира. Это значит (у Юма,
Канта, многих других философов), что причина и следствие, подобно иным
категориям детерминации, суть лишь априорные, т.е. полученные не из практики,
формы нашего мышления.
Свобода воли — это спо¬собность человека принимать решения и совершать поступки
в соответствии со своими интересами, целями, оценками и идеа¬лами, выражающаяся
в его избирательной деятельности, осно¬ванной на познанных им объективных
свойствах и отношениях вещей, закономерных связей явлений и событий объективного
мира. Таким образом, каждое свободное действие человека есть сплав свободы и
необходимости. Отсюда вытекает, что свобода личности, коллектива, класса,
общества в целом заключается не в воображаемой независимости от объективных
законов, а в способности выбирать, принимать решения со знанием дела. Свобода
воли есть необходимое условие любой целенаправлен-ной, сознательной
деятельности, субъекту которой неотъем¬лемо присуще чувство ответственности.
Ответственность пред-полагает, с одной стороны, осознание должного, а с другой —
возможность свободного выбора путей его реализации.