Проблема сознания в философии: его происхождение и сущность. Сознательное и
бессознательное.
Сознание – высшая свойственная только людям и связанная с речью функция мозга,
заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в
предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в
разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.
Чтобы доказать, как связано сознание человека с его мозгом, необходимо понять,
каким образом возникло сознание. Первый взгляд - гилозоизм (от греческих слов,
обозначающих материю и жизнь), считавший, что чувствительность, способность
ощущать и даже мыслить свойственна всем вещам в природе, “каждому камню”.
Гилозоистами были первые греческие материалисты, Спиноза, некоторые французские
материалисты XVIII века и т.д. Ленин предположил существование во всей материи
свойства, сходного с ощущением. Это свойство Ленин назвал свойством отражения
(коренное свойство материальных объектов реагировать на воздействие внешних
условий определенными внутренними изменениями). Решающую роль в возникновении и
развитии сознания человека играет труд. В чем отличия сознания человека от
отражения окружающей среды высшими животными? Способность к абстрактному
мышлении. Наличие языка, второй сигнальной системы (Наличие языка представляет
собой вторую сигнальную систему, в которой звуковые и письменные знаки выступают
в качестве “сигналов сигналов”, то есть словесных заместителей непосредственных
предметов-раздражителей). Сознание как самосознание (Человек не только отражает
объективный мир, но и выделяет себя из него, то есть наше сознание является
одновременно самосознанием). Творческий характер познания.
Сознание реализуется в виде различного рода практической и теоретической
деятельности. Эта реализация предполагает формулирование цели или идеи. Идея –
это не только знание того, что есть, но и планирование того, что должно быть.
Идея – понятие, ориентированное на практическую реализацию.
Творческая деятельность сознания тесно связана с практической деятельностью
человека и с потребностями (состояние неустойчивости организма как системы, его
нужды в чем-то), возникающими под влиянием внешнего мира. Потребность, отражаясь
в голове человека, приобретает характер ели. Цель – идеализированная и нашедшая
свой предмет потребность человека. Способность к целеполаганию – специфически
человеческая способность, составляющая кардинальную характеристику сознания.
Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление, акт внимания
(сосредоточенность внимания, благодаря которой определенный круг объектов
находится в фокусе сознания) образуют ядро сознания.
Человеческие чувства – факт сознания, отражение мира и выражение отношения
человека к удовлетворению или неудовлетворению его потребностей, интересов,
соответствия чего-либо его представлениям и понятиям. Ничто в нашем сознании не
совершается вне эмоциональной окраски.
Наша обычная деятельность – практическая и теоретическая – сознательна в
отношении тех результатов, которые сначала существовали в замысле, намерении как
цель. Но наши поступки могут сопровождаться и такими последствиями, которые не
вытекают из сути самих действий и намерений.
Ни одно произвольное действие человека не бывает на всех этапах своего
существования одинаково ясно осознанным. В поле сознания находится прежде всего
цель. Бессознательное проявляется и в так называемых импульсивных действиях,
когда человек не дает себе отчета в последствиях своих поступков.
Следует различать два вида неосознанных действий. К первому виду относятся
действия, никогда не осознававшиеся, а ко второму – ранее осознававшиеся
действия.
Проблема бессознательного нашла отражение в учении Платона о познании как
воспоминании, тесно связанном с идеей о наличии в душе скрытых, неосознанных
знаний, о которых сам субъект может даже не подозревать. Кант связывал понятие
бессознательного с чувственным познанием, с интуицией. Он указывал на наличие
сферы восприятий и чувств, которые не осознаются, хотя и можно прийти к выходу
об их существовании. Фрейд считал, что бОльшая часть психики человека
бессознательна, что человек находится в постоянном стремлении к удовлетворению
своих влечений, желаний, а общество составляет враждебное окружение, стремящееся
ограничить или полностью лишить человека удовлетворения его страстей.