Проблема познаваемости мира в философии. Вера и знание. Исторические типы
рациональности.
Как возможно познание? Познаваем ли мир в принципе? В попытке ответить на эти
вопросы можно обозначить три основные линии: оптимизм, скептицизм и агностицизм.
Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира. Пример – позиция Гегеля
«У скрытой и замкнутой вначале сущности вселенной нет силы, которая могла бы
противостоять дерзанию познания, она должна раскрыться перед ним, показать ему
свои богатства и свои глубины и дать ему наслаждаться ими».
Скептика же не отрицают принципиальной познаваемости мира, но выражают сомнение
в достоверности знания.
Агностицизм – предмет в процессе его познания неизбежно преломляется сквозь
призму наших органов чувств и мышления. Каковы же предметы на самом деле, мы не
знаем и знать не можем. Суть кантовского агностицизма, как принято считать,
состоит в следующем: то, чем вещь является для нас (феномен), и то, что она
представляет сама по себе (ноумен), принципиально различны. И сколько бы мы не
проникали вглубь явлений, наше знание все же будет отличаться от вещей, каковы
они суть сами по себе.
Гносеологический релятивизм – абсолютизация изменчивости, текучести явлений,
событий бытия и познания. Сторонники релятивизма исходят из скептического
принципа: все в мире скоротечно, истина выражает наши знания о явлениях мира
лишь в данный момент, и то, что вчера считалось истиной, сегодня признается
заблуждением: у истины, как у лекарства, есть срок годности.
Принятие за истину какого-либо знания без оснований выступает как вера. Вопрос о
знании и вере стал центральным в средневековой схоластической философии. Веру в
божественный авторитет, существующий в Священном писании, Августин провозглашает
основой и источником человеческих знаний. У Фомы Аквинского познавательная
деятельность осуществляется интеллектом, который основан на рассудке. Он
формулирует тезис о гармонии разума и веры при приоритете последней.
Феномен веры, как утверждает Бердяев, предполагает динамизм сознания,
возможность обращения к миру иному. У Соловьева вера есть основание жизни
разумного существа, а стало быть, и базис любого знания.
Для рациональной веры характерны убежденность, уверенность, доверие,
представляющие субъективные моменты доказательства различных основоположений.