Вопрос о сущности истины и ее критерии в истории философии.
Истина определяется как верное, адекватное отражение действительности, как
соответствие знания реальности. Адекватное отражение означает неискаженное
соответствие знания фактам опыта. Истина, таким образом, есть характеристика
знания.
Различают фактическую и логическую истины. Истинность любого утверждения зависит
от фактов внешнего мира и частично от языка, его правил. Эмпирические науки
предоставляют нам фактические данные о реальности, а логика и математика дают
истины другого рода. Понятие истины включает объективное и субъективное
содержание. Объективная сторона – это реальное содержание, то, что определяется,
проверяется как адекватное действительности и не зависит от субъекта,
субъективных условий. Истина всегда конкретна, а не абстрактна: она связана с
наличием определенных условий, параметров отражаемого объекта. Истине
противостоит ложь или заблуждение. Заблуждение – знание, не соответствующее
реальному содержанию, неадекватное знание.
Из признания того факта, что познаваема не только поверхность вещей (явление),
но и их сущность, вытекает необходимость понимать истину как процесс движения от
незнания к относительной, а через нее — и к абсолютной истине.
Абсолютная истина есть совершенно точное, полное, верное отражение объекта в
сознании, то есть такое знание, которое не может быть существенно изменено, а
тем более опровергнуто в будущем. Под относительной истиной имеется в виду
знание в принципе верное, но не полное, частичное, приблизительное.
Существует несколько основных концепций истины.
Классическая концепция истины. Данная концепция истины является древнейшей,
берущей свое начало от Платона и Аристотеля. Суть ее Платон выразил так: “Тот,
кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот
же, кто говорит о них иначе, лжет”.
Однако классическая концепция истины в ее первозданном виде уже вскоре
обнаружила по крайней мере два уязвимых места. Во-первых, встает вопрос, что
понимать под самой действительностью, которая должна соответственно отразиться в
наших знаниях. Во-вторых, как проверить соответствие наших знаний
действительности?
Когерентная концепция истины (Спиноза, Лейбниц, Гегель). Данная концепция
пытается ответить на вопрос о критерии истины в сложных познавательных
ситуациях, когда отсутствует прямой контакт — и чувственный, и рациональный —
познающего субъекта с познаваемым миром. Такие ситуации обычны для наук,
занимающихся абстракциями высшего уровня (логики, математики). Такой критерий
сторонники этой концепции видят в когерентности, т.е. самосогласованности,
непротиворечивости наших знаний в рамках конкретно рассматриваемой теории.
Прагматическая концепция истины. Реальность внешнего мира, считают прагматики,
недоступна для человека, ибо он непосредственно имеет дело только со своей
деятельностью. Поэтому в качестве единственного критерия истины может выступать
только эффективность, практическая полезность знания. Следовательно, истиной
является то, что удовлетворяет субъективные интересы индивида.