Специфика социального познания
В философской литературе понятие «социальное познание» употребляется для того,
чтобы разграничить знания об обществе и природе, поскольку социальное познание
имеет много особенностей, отличающих его от познания природных процессов и
явлений.
Социальное познание – познание людьми законов функционирования общества и самих
себя, своих целей, желаний, потребностей.
Отличие от естественнонаучного познания:
1. В ЕП первоначально к-л предмет можно рассматривать изолированно от
других, абстрагируясь от его связей и взаимовлияний реального мира. В СП
представить себе к-л предмет – собственность, власть, идеологию, культуру – без
системы отношений и взаимовлияний невозможно.
2. В ЕП открыты законы, действие которых, достаточно, неизменны. Социальная
жизнь, наоборот, очень подвижна, изменчива, поэтому законы в СП имеют характер
тенденций, а не жестко детерминированных систем.
3. Особенностью объекта СП является его историчность, поскольку и общество
и личность, и формы их взаимодействия динамичны, а не статичны.
4. В общественной жизни явление не совпадает с сущностью в значительно
большей мере, чем это наблюдается в природе.
5. В ЕН широко используются жесткие познавательные процедуры, в СП
использование математических и подобных им процедур возможно лишь в достаточно
ограниченных пределах, а иногда просто невозможно.
6. Общество выступает одновременно и объектом и субъектом познания, т.о. СП
выступает как самопознание.
Типы СП:
1. Гуманитарное – предмет – субъективный мир человека. Объект – духовные и
культурные явления, человек, общество (педагогика. психология…)
2. Социально-экономическое – ориентирована на описание тех процессов,
которые оказывают значительное воздействие на развитие общества и прежде всего –
отношения собственности, распределение, обмен и потребление материальных благ,
то есть экономическая жизнь общества.
3. Социально-философское – разрабатывается на базе обобщения практики
конкретного исторического этапа развития общества и ориентирована на выработку
наиболее общих представлений о природном и социальном бытии человека, законах
его развития и отношения к миру.