Философия истории. Формационный и цивилизационный подходы к осмыслению
исторического процесса.
Термин «философия истории» был введен Вольтером. Ее задача – не изложение
исторических событий, а истолкование исторического процесса в целом. Философия
истории рассматривает проблемы внутренней логики и закономерностей исторического
процесса, проблемы детерминизма и периодизации истории, проблемы смысла и цели
истории, вопрос о культуре и цивилизации, о социальном прогрессе, о единстве и
многообразии исторического процесса.
Исследуя проблему движущих сил исторического процесса, основатели исторического
материализма выделили материальное производство в качестве главной детерминанты
исторического развития. Для характеристики этапов развития общества в
историческом материализме была разработана категория общественно-экономической
формации. Всемирная история подразделяется на периоды в соответствии с «формами
собственности», которые выделяются по критерию разделения труда. Соответственно
выделялись племенная, античная и феодальные формы собственности.
Основу общественно-экономической формации составляет способ производства –
исторически конкретное единство производительных сил и производственных
отношений. Если общественно-экономическую формацию рассматривать как систему
общественных отношений, то производственные отношения составляют базис, а
политические, идеологические и юридические отношения – надстройку, зависящую и
определяемую базисом. Процесс исторического развития представляется в
историческом материализме как последовательная смена общественно-экономических
формаций.
Цивилизационный подход к периодизации исторического процесса направлен против
взгляда на историю как на единый мировой процесс. По Шпенглеру: культуры
умирают, так же как и живые организмы, уступая свое место другим. Он называет
цивилизацией ту стадию развития культуры, когда она начинает клониться к закату,
постепенно умирать.
Тойнби выделяет 21 цивилизацию. Каждая из них проходит четыре стадии развития:
возникновение, рост, надлом, разложение. Цивилизации возникают как ответ на
вызов. Если примитивное общество находит в себе силы адекватно ответить на вызов
сурового климата, внешней угрозы и других исключительных обстоятельств, оно
породит цивилизацию. Творческие личности, а не технические достижения, являются
качественной характеристикой цивилизации. Основные причины надлома цивилизации
Тойнби усматривает во внутренних, а не во внешних факторах. В роли связующих
принципов, обеспечивающих общую направленность мировой истории, в концепции
Тойнби выступают мировые религии.