Общественный прогресс и его критерии.
Прогресс (от лат. progressus — движение вперед) есть такое направление развития,
которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к
более совершенному.
Марксистское понимание сущности общественного прогресса, включает в себя
признание его противоречивости и, в частности, того момента, что одно и то же
явление и даже ступень исторического развития в целом могут быть одновременно
прогрессивными в одном отношении и регрессивными, реакционными в другом.
Если попытаться в общем виде определить причины общественного прогресса, то ими
будут потребности человека, являющиеся порождением и выражением его природы как
живого и не в меньшей степени как социального существа.
Понятию про¬гресса противоположно понятие регресса. Для регресса харак¬терны
движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя
формам и структурам.
Древнегреческий поэт Гесиод (VIII—VII вв. до н. э.) писал о пяти стадиях в жизни
человечества. Первой стадией был «зо¬лотой век», когда люди жили легко и
беспечно, второй — «сереб¬ряный век», когда началось падение морали и
благочестия. Так, опускаясь все ниже, люди оказались в «железном веке», когда
повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость.
Древние философы Платон и Аристо¬тель рассматривали историю как циклический
круговорот, по¬вторяющий одни и те же стадии.
Кондорсе видит исторический процесс как путь соци¬ального прогресса, в центре
которого — восходящее развитие че-ловеческого разума. Гегель считал прогресс не
только принци¬пом разума, но и принципом мировых событий. Эту веру в про-гресс
воспринял и К- Маркс, считавший, что человечество идет ко все большему овладению
природой, развитию производства и самого человека.
Кондорсе (как и другие французские просветители) считал критерием прогресса
развитие разума. Со¬циалисты-утописты выдвигали нравственный критерий
прогрес¬са. Сен-Симон считал, например, что общество должно принять такую форму
организации, которая бы привела к осуществле¬нию нравственного принципа: все
люди должны относиться друг к другу, как братья.
Критерий прогресса Гегель усматривал в сознании свободы. По мере роста сознания
свободы происходит поступа-тельное развитие общества.
Одна из существующих ныне точек зрения состоит в том, что высшим и всеобщим
объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных
сил, включая развитие самого человека.
Вторая точка зрения - критерием социального прогресса является мера свободы,
которую общество в состоя¬нии предоставить индивиду, степень гарантированной
обществом индивидуальной свободы. Свободное развитие человека в сво-бодном
обществе означает также раскрытие его подлинно чело¬веческих качеств —
интеллектуальных, творческих, нравствен-ных.
Итак, содержанием общественного прогресса было, есть и будет «очеловечение
человека», достигаемое путем противоречивого развития его естественных и
общественных сил, т. е. производительных сил и всей гаммы общественных
отношений. Этому содержанию должен быть адекватен и избираемый нами основной
критерий общественного прогресса.