Проблема ценностей в философии.
Отнесение к ценностям происходит в процессе взаимодействия человека с объектами
окружающего мира. Именно в этом процессе, методом проб и ошибок, индивид и
общество (совокупный человек) научаются отличать предметы и явления, полезные
для себя от бесполезных и даже вредных.
Классификация:
1. Ценности экзистенциальные (т.е. ценности каждодневного, текущего бытия,
например комфортные жилищные условия как ценность) и эссенциальные (вытекающие
из родовой сущности человека, например общение с себе подобными., — “роскоши
человеческого общения”).
2. Ценности наличные, уже реализованные, и ценности мыслимые, идеальные. Уже
много веков прогрессивные головы пропагандируют мир без оружия и войн как высшую
гуманистическую (моральную и политическую) ценность, но, увы, до ее реализации в
бытии общества еще очень далеко.
3. Ценности желательные и нормативные (примером первых может служить высшее
образование, а вторых — законопослушание, которое и в правовом, и в моральном
плане выступает как норма поведения).
Итак, ценности — это такие материальные или духовные по своему характеру
явления, которые обладают положительной значимостью для личности, той или иной
социальной группы, общества в целом и служат средствами удовлетворения их
потребностей и интересов.
Проблема ценностей всегда актуальна не только в теоретическом, но и в
практическом плане: ведь воспитание человека есть, по крупному счету,
формирование в его сознании системы истинных ценностей.