Понятие «субкультура» и «массовая культура»
=субкультура
-свод накопленных определенным мировоззрениемценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами,определяющими их мировоззрение
-часть общественной культуры
-может отличаться от доминирующейкультуры языком, манерой поведения, одеждой
-основой субкультуры могут быть стильмузыки, образ жизни, определённые политические взгляды.
-некоторые субкультуры носятэкстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённыхобщественных явлений
-некоторые субкультуры носят замкнутыйхарактер и стремятся к изоляции своих представителей от общества
(Продолжить)
-в СССР молодёжные субкультурыпротестного и экстремального характера в целом были малоразвиты и имели крайнеузкий круг адептов; широкое распространение имели субкультурыактивно-созидательного, романтического и альтруистического направления.Причиной этого была низкая степень изоляции групп молодёжи друг от друга и отобщества в целом, широкий охват общей массы молодёжи множеством клубов поинтересам, доступность учреждений культуры, массовое внедрение в школах официальнойидеологии позитивной направленности («человек человеку друг, товарищ и брат»),официальная цензура и отсев протестного и негативного материала
-наиболее известные субкультуры:
=основанные на поклонниках различныхжанров молодежной музыки(альтернативщики, готы, металлисты, панки, растаманы,рокеры, эмо)
=основанные на кино, играх,мультипликации, литературе(отаку, подонки, толкиенисты, фурри, геймеры)
=выделяемые по стилю в одежде иповедению(вижуал кидс, готы, нудисты, милитари)
=выделяемые по общественнымубеждениям(анархисты, неонацисты, скинхеды, неформалы, хиппи, яппи)
=хулиганов. Их выделение частооспаривается, и далеко не все, причисляемые к ним, сами относят себя кним(руд-бои, гопники, ультрас — высокоорганизованные, очень активные членыфан-клубов)
=сформировавшиеся благодаряхобби(байкеры, райтеры, хакеры)
=сексуальные(гомосексуалы, лесбиянки)
=массовая культура (19в.)
-«народная» культура=низшая формакультуры
-манипуляция=искусство управлениямассами людей
-популярная и преобладающая средиширокого слоя населения в данном обществе
-может включать в себя такие явления,как быт, развлечения (спорт, поп-музыка), средства массовой информации, и т. п.
-содержание массовой культурыобусловлено ежедневными происшествиями и событиями, стремлениями ипотребностями, составляющими жизнь большинства населения (т. н. мэйнстрима)
-предпосылки формирования массовойкультуры заложены в самом наличии структуры общества.
-возникает представление о «творческойэлите», которая составляет меньшую часть общества, и о «массе» — количественноосновной части населения
-становится возможно говорить и окультуре элиты («элитарной культуре») и о культуре «массы» — «массовойкультуре».
-В начале XX в. массовое общество исопряженная с ним массовая культура стали предметом исследований виднейшихученых в разных научных областях: философов Хосе Ортеги-и-Гассета («Восстаниемасс»), Карла Ясперса («Духовная ситуация времени»), Освальда Шпенглера («ЗакатЕвропы»); социологов Жана Бодрийара («Фантомы современности»), ПитиримаСорокина («Человек. Цивилизация. Общество) и других
-отношение к массовой культуре меняется
-Карл Ясперс массовое искусство -«упадок сущности искусства»
-эти концепции были пересмотрены в1960-1970 гг. в рамках постмодернизма, лишившего противопоставление массовой иэлитарной культур качественного оценочного смысла
-элитарное искусство начала XX века –дегуманизация