«Аполлоновский» и «дионисийский» типы культур
-воспитание как создание условий длясаморазвития и самореализации личности, как помощь ей в самоопределении ивыборе своего жизненного пути
-семья представляет собой не только"ячейку общества",онаявляется своеобразным элементом определенного типа культуры
-Рут Бенедикт "Моделикультур"
=«апполоновский»
-ориентирован на подчинение интересовиндивида традициям общности
-регулятивные нормы устанавливаютсяформальными структурами (авторитет традиций), а не индивидами (не авторитетвождя)
-не приветствуются индивидуальныедостижения
-нарушается базовое стремление человекак актуализации своей уникальности.
-«дионисийский»
-активная поддержка проявленийуникальности человека
-в ярких эмоциональных формах
-бесстрашие и целеустремленность.
(Продолжить)
-«параноидальный»
-подозрительность и склонность кконфликтам
-враждебность между членами семьи,соседями, поселениями, высока конкуренция в разных сферах, что приводит кстрахам, коварству и предательствам
-самость во избежание посягательстваокружающих людей на его психо-социальную автономию.
-«мегаломаниакальный»
-приветствует кооперацию и щедрость поотношению к соплеменникам
-принадлежность к определенному типукультуры обусловливает и ориентацию на тот или иной путь воспитания – сакцентом на общинность либо на индивидуальное самовыражение; на поощрение илиуничтожение
Спецвведенна в эстетику Ф.Ницше для обозначения основных глубинных принциповискусства и культуры. В соответствии с мифологическими характеристикамиантичных богов Диониса (бога виноделия, земных плодов) и Аполлона (водителямуз) Ницше видел в дионисийском стихийное иррациональное природное начало,которое вызывает в человеке состояние животного ужаса и блаженного восторгаодновременно, близкое к состояниям алкогольного опьянения. В искусстве оновыражается наиболее полно в музыке, танце. Аполлоновское Ницше связывал спластическими искусствами и поэзией и усматривал его суть в упорядоченности,гармоничности, иллюзорности. А находит свое выражение в произведении художника(словесном, в картине, в скульптуре),, д выражается в самом художнике. Ницшесвязывал дионисийское также с глубинными восточными влияниями на греческуюкультуру. В классической античности он усматривал преобладание аполлоновскогоили некую гармонию А. и д. В XX в. антиномия А. и д. «я»