Язык и мышление. Теория лингвистической относительности.
ТЛО– теория лингвистической относительности: Эдверт Сеперт, Бенджамин Уорф.
Объединяет:убежденность, что люди видят мир сквозь призму родного языка соответственнопо-разному. Основывается на исследованиях Я, отличающихся от языковиндоевропейской семьи (например: языки Индонезии). Вывод, к кот они пришли:невозможность понимания между народами.
Вильгельмфон Гумбольдт одним из первых высказал мысль о том, что язык влияет начеловека, и это влияние определяет его мышление. Он сравнивал язык с сеткой,набрасываемой на познавательную действительность и это привело его к выводу отом, что разнообразие языков означает разнообразие типов мышления.
В 20-м векек этому тезису вернулись некоторые лингвисты. Возникло течение, кот. Назвалинеогумбольтизма. И теория, определяющая роли языка, нашла свое крайнеевыражение в так называемой теории Сепира-Уорфа.
Авторытеории выдвинули 2 тезиса:
1.Люди, говорящие на разных языках,по-разному воспринимают и постигают мир.
2.Существует односторонняя причиннаясвязь между языком и познавательными процессами, т.е. язык обусловливаетпознавательные процессы.
(Продолжить)
Свои тезисыо том, что язык формирует представления о мире и образ мира. Сепир и Уорфпытались аргументировать. Так, Уорф наблюдал влияние слов на поведение людей.
Сторонникигипотезы утверждали, что язык, а не мышление, непосредственно связан сдействительностью, переоценивая тем самым роль языка.
Безусловно,языковые категории «навязываются» человеку с детства. С помощью языка онпознает мир, но сама жизнь, сама реальность формирует языковые структуры ивлияет на мир. Они смешивали понятия содержания мышления и техники мышления.Язык оказывает влияние лишь на технику мышления, а не на его содержание.
Так,несмотря на существующие различия в содержании языковых единиц разных языков,одно и то же содержание может быть передано средствами любого языка. Отсюда ипоявляются возможности перевода с одного языка на другой.
Помимо этогодеятельность людей в его речевом воплощении носит не только семиатический,психологический и соц. Характер. Специфика любого языка есть результат егоисторической эволюции, связанной с историей конкретного социума.
В человеческом сознании помимо логической модели мира есть так называемаяязыковая модель мира. К этой модели относят внутреннюю форму слова, т.е.мотивированность наименований, переносное значение слов, эмоц.-оценочный истилистический компоненты, индивидуальное использование слов и другие факторы.
Логическая иязыковые картины диалектически связаны. Но определяющая роль у логической, а уязыковой дополнительная. Логическая картина мира у всех людей на землеприблизительно одинаковая, а языковая картина национальна и индивидуальна.
Положительнымв гипотезе явилось то, что она обратила внимание на познание мира черезязыковые средства, на влияние языка на поведение человека, т.к. затронулагносеологический и прагматический аспекты исследования языка.
язык - системасловесного выражения мыслей
- мышление можетсуществовать только на базе языка и фактически отождествляют язык и мышление
- греки-«logos» =слово, речь, разговорный язык и одновременно обозначение разума, мысли;разделять понятия языка и мысли они стали значительно позднее.
- В. Гумбольдт«язык народа - его дух, дух народа - это его язык»
- А. Шлейхер«мышление и язык столь же тождественны, как содержание и форма»
- Ф. де Соссюр«язык - лист бумаги, мысль - его лицевая сторона, а звук оборотная. Нельзяразрезать лицевую сторону, не разрезав оборотную. Так и в языке нельзя отделитьни мысль от звука, ни звук от мысли»
- Л. Блумфилд:мышление - это говорение с самим собой.
- однако многиеученые считают, что мышление, особенно творческое мышление, вполне возможно безсловесного выражения. Винер, Эйнштейн, Гальтон признаются, что используют впроцессе мышления не слова или математические знаки, а расплывчатые образы,используют игру ассоциаций и только затем воплощают результат в слова.
- Д. Миллер, Ю.Галантер, К. Прибрам считают, что у человека есть очень отчетливоепредвосхищение того, что он собирается сказать, есть план предложения, и когдаон формулирует его, он имеет относительно ясное представление о том, чтособираемся сказать. Это значит, что план предложения осуществляется не на базеслов. - «гипотеза Сепира – Уорфа» = тезис, согласно которому существующие всознании человека системы понятий, а, следовательно, и существенные особенностиего мышления определяются тем конкретным языком, носителем которого этотчеловек является