Понятие «коллективное сознание». Эмоционально-оценочный компонент. Ценностно-нравственный компонент. Пословицы и культура
Коллективное(обыденное) человеческое сознание – совокупность индивидуальных сознаний людейтого или иного социума. (акцент на обобщенность). Многоуровневая сущность:сенсорно-рецептивный; логико-понятийный; эмоционально-оценочный;ценностно-нравственный.
Эмоционально-оценочный:формирование субъективного национального отношения ко всему, что отражается вязыке, т.е. формирование нац миро-оценки.
Результатработы: положительное/отрицательное отношение в языкеспец слова типа «красивый»и коннотации слов.
Проявляетсяв детализации оценки: положительная оценка и зрительное восприятие.
Уникальностьпроявляется в коннотациях. Например: обозначение представителей животного мирав разных языках «глупый человек – осёл; неряшливый человек – свинья».Английский: «Акула – жулик»; русский «Акула шоу бизнеса». «деревянный» -неуклюжий; «чайник» - неопытный, глупый; «шестерка» - прислуга.
«вода» – «лить воду»(-) «черный» - «черныйдень, черная полоса» (-) «правый» - правильный, экстремис (+-) «левый» -лишний, крайний (-)
(Продолжить)
Нравствено-оценочный.В наибольшей степени проявляется неповторимость нац склада мышления; в языкеотражается во фразеологии и в пословицах. Пословицы можно стуктурировать потемам и сопоставить с пословицами по той же теме, но в др языке. Цельсопоставления: лучшее понимание образа мысли и характера народа.
Например:в русском сознании существует суждение «усердно работать не нужно»: «работа неволк, в лес не убежит» (в китайском яз нет) – культ специфика (но: «без трудане выловишь…»).
Можнообосновывать с учетом исторических, культурных фактотров.
Сенсорно-рецептивный:различная интерпретация воспринятых звуков языковым обыденным сознанием.Например: лексико-семантическая группа звукоподражания животных и цветовыхобозначений; собака: «вау-вау, вуф-вуф»; «гав»; свинья: «ойк-ойк», «хрю».
Логико-понятийный(в большей степени влияет на формирования НЯКМ) .
Осуществляеткатегоризацию внешней среды.
Вкаждой национальной культуре можно найти спец черты, играющие важную роль вформирование национального менталитета. Их можно назвать культурно-этническимидоминантами и они находят отражение в лексике. Если в культуре определеннаякатегория (концепт) не важен, то лексическое отражение будет менеедифференцированным по сравнению с языками, где этот концепт признается важным.
Например:1. В арабском языке коло 2000 слов-«верблюд»;
2.В китайской культуре существует культурно этническая доминанта: уважение кумершим предкам и людям старового возраста, получила свое отражение в языке:существует отдельное слово для снов, в которых человеку приснился умершийпредок. «культ старших»: обозначение родственных отношений: существует слово«родственники старше меня».
3.В русском «сноха».
Доминантыопределяют работу языкового сознания по категоризации мира.