понятие «субкультура» и «массовая культура»
-=субкультура
-свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение
-часть общественной культуры
-может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой
-основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды.
-некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений
-некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества
-в СССР молодёжные субкультуры протестного и экстремального характера в целом были малоразвиты и имели крайне узкий круг адептов; широкое распространение имели субкультуры активно-созидательного, романтического и альтруистического направления. Причиной этого была низкая степень изоляции групп молодёжи друг от друга и от общества в целом, широкий охват общей массы молодёжи множеством клубов по интересам, доступность учреждений культуры, массовое внедрение в школах официальной идеологии позитивной направленности («человек человеку друг, товарищ и брат»), официальная цензура и отсев протестного и негативного материала
-наиболее известные субкультуры:
=основанные на поклонниках различных жанров молодежной музыки(альтернативщики, готы, металлисты, панки, растаманы, рокеры, эмо)
=основанные на кино, играх, мультипликации, литературе(отаку, подонки, толкиенисты, фурри, геймеры)
=выделяемые по стилю в одежде и поведению(вижуал кидс, готы, нудисты, милитари)
=выделяемые по общественным убеждениям(анархисты, неонацисты, скинхеды, неформалы, хиппи, яппи)
=хулиганов. Их выделение часто оспаривается, и далеко не все, причисляемые к ним, сами относят себя к ним(руд-бои, гопники, ультрас — высокоорганизованные, очень активные члены фан-клубов)
=сформировавшиеся благодаря хобби(байкеры, райтеры, хакеры)
=сексуальные(гомосексуалы, лесбиянки)
=массовая культура (19в.)
-«народная» культура=низшая форма культуры
-манипуляция=искусство управления массами людей
-популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе
-может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка), средства массовой информации, и т. п.
-содержание массовой культуры обусловлено ежедневными происшествиями и событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения (т. н. мэйнстрима)
-предпосылки формирования массовой культуры заложены в самом наличии структуры общества.
-возникает представление о «творческой элите», которая составляет меньшую часть общества, и о «массе» — количественно основной части населения
-становится возможно говорить и о культуре элиты («элитарной культуре») и о культуре «массы» — «массовой культуре».
-В начале XX в. массовое общество и сопряженная с ним массовая культура стали предметом исследований виднейших ученых в разных научных областях: философов Хосе Ортеги-и-Гассета («Восстание масс»), Карла Ясперса («Духовная ситуация времени»), Освальда Шпенглера («Закат Европы»); социологов Жана Бодрийара («Фантомы современности»), Питирима Сорокина («Человек. Цивилизация. Общество) и других
-отношение к массовой культуре меняется
-Карл Ясперс массовое искусство - «упадок сущности искусства»
-эти концепции были пересмотрены в 1960-1970 гг. в рамках постмодернизма, лишившего противопоставление массовой и элитарной культур качественного оценочного смысла
-элитарное искусство начала XX века – дегуманизация