этноцентризм и культурный релятивизм
=этноцентризм
-предпочтение своей этнической группы, проявляющееся в восприятии и оценке жизненных явлений сквозь призму ее традиций и ценностей
-1906 У.Самнер
-люди имеют тенденцию видеть мир таким образом, чтобы своя группа оказывалась в центре всего, а все другие соизмерялись с ней или оценивались со ссылкой на нее.
-существовал на протяжении всей истории человечества
-Э.Лич –вопрос о том, сжигает ли конкретное племенное сообщество своих покойников или хоронит, круглые у них дома или прямоугольные, может не иметь иного функционального объяснения кроме того, что каждый народ хочет показать, что он отличается от своих соседей и превосходит их
-М.Бруэр и Д.Кэмпбелл выделили основные показатели этноцентризма:
*восприятие элементов своей культуры (норм, ролей и ценностей) как естественных и правильных, а элементов других культур как неестественных и неправильных;
*рассмотрение обычаев своей группы в качестве универсальных;
*представление о том, что для человека естественно сотрудничать с членами своей группы, оказывать им помощь, предпочитать свою группу, гордиться ею и не доверять и даже враждовать с членами других групп.
-советские обществоведы полагали, что этноцентризм – негативное социальное явление, равнозначное национализму и даже расизму
-неизбежная часть нашей жизни, нормальное следствие социализации и приобщения человека к культуре
-не может рассматриваться как нечто только положительное или только отрицательное, а ценностное суждение о нем неприемлемо
-оказывается препятствием для межгруппового взаимодействия, одновременно он выполняет полезную для группы функцию поддержания позитивной этнической идентичности и даже сохранения целостности и специфичности группы
-изначально не несет в себе враждебного отношения к другим группам и может сочетаться с терпимым отношением к межгрупповым различиям
-разная степень этноцентричности в особенностях той или иной культуры
-тесно связанные со своей группой представители коллективистических культур более этноцентричны, чем члены культур индивидуалистических
=культурный релятивизм
-лат. relativus – относительный
-концепция, широко распространенная в западноевропейской и американской этнологии
-признание за любой культурой независимо от уровня развития ее производительных сил принципиально того же значения сложности, ценности и самобытности, что и за любой другой культурой
-возник как реакция на европейский этноцентризм большинства путешественников и этнографов XIX в., видевших в неевропейских народах прежде всего черты варварства и отсталости
-в каждой культуре свой способ приспособления к данным условиям, вполне адекватный любому другому
-приводит к бесконечной терпимости по отношению даже к самым нетерпимым явлениям, к принятию любых предрассудков и пережитков, к равнодушию
-безразличие к нуждам народов, отстающих в своем экономическом, а следовательно, и социальном развитии
-с марксистской точки зрения неприемлем, так как он в корне противоречит принципу последовательности и неравноценности различных общественно-экономических формаций
- Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. А. Сорокин, Ф. Боас, М. Мид, Р. Бенедикт и др.
-отрицали принципы единства всемирной истории и человечества, выступали против теории однолинейного эволюционизма и европоцентризма;
-полагали, что каждая культура имеет свою доминирующую черту, свой «фокус», вокруг которого собраны остальные ее элементы