модели японской культуры (Р.Бенедикт)
-1947 г. Р. Бенедикт «Хризантема и меч»
-послевоенное исследование о японском национальном характере
-пользовалось исключительной популярностью
-была тотчас переведена на японский и опубликована в Токио
-американские оккупационные власти полагали, что знакомство японцев с концепцией, положенной в основу книги Р. Бенедикт, облегчит американской администрации управление побежденной Японией
-никогда не бывала в Японии
- по поручению американского военного командования в узко практических целях: политическим и военным деятелям нужен был материал для определения военной стратегии и послевоенной политики в отношении Японии.
-«Возможна ли капитуляция без вторжения? Следует ли бомбить императорский дворец? Что можно ожидать от японских военнопленных? Потребуется ли после установления мира введение в Японии постоянно действующего военного закона, чтобы поддерживать порядок? Следует ли американской армии быть готовой к ожесточенному сопротивлению японцев в каждом укрепленном горном ущелье? Не произойдет ли в Японии революции подобно французской или русской до заключения мира? Не является ли альтернативой революции искоренение японцев как нации?» и т. д.
-книга «Хризантема и меч» в значительной степени стимулировала исследования о японском национальном характере, но оценка ее была далеко не однозначной
-оперирует такими психоаналитическими моделями, как «культура вины» и «культура стыда»
-характеризует японца как воплощение межличностных обязательств (семейных, групповых, общинных) и подмечает его оглядку на тех, с кем он находится в постоянном общении
-относит японскую культуру к «культуре стыда» (западную она называет «культурой вины»)
-«стыд» является практически единственной движущей силой японской нации
-Япония должна помочь подняться своему младшему брату — отсталому Китаю. Японцам, принадлежащим к той же расе, что и другие народы Великой Восточной Азии, следует устранить из этой части мира Соединенные Штаты, а вслед за ними — Британию и Россию и «занять должное место» в мире. Всем странам следует быть единым миром, представляющим собой международную иерархию
-даже когда Япония побеждала, ее гражданские власти, верховное командование и солдаты повторяли, что это - результат не вооруженного соперничества, а борьбы американской веры в вещи с их верой в дух
-Япония столь же последовательно упорствовала в своей опоре на нематериальные ресурсы, как Америка — на материальную мощь
-дух — это всё, заявляли японцы, и он вечен; материальные вещи, конечно, необходимы, но они второстепенны по значению и тленны со временем
-камикадзе – божественный
-нельзя законодательно обязать японцев начать признавать авторитет выбранных депутатов и забыть о «должном месте», обусловленном их иерархической системой
-социальное давление в Японии, пусть даже принятое добровольно, слишком многого требует от индивида. От него требуется скрывать свои эмоции, отказываться от своих желаний, все время видеть в себе представителя семьи, организации, нации
-аи-любовь старшего к зависящему от него младшему
-бусидо - «путь самурая»
-гиму - категория обязанностей японца, гири - категория обязанностей японца
-ко — сыновняя почтительность.
- Бенедикт уделила в книге особое внимание японским концепциям «он» (милость, благодеяние) и «гири» (долг), воспитанию детей в семьях наблюдателей для самих японцев