Мировоззрение и его исторические типы.
Мировоззрение - это совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и
установок, которые определяют отношение человека к миру, являются его
ориентирами в повседневной жизни. Всякая философия является мировоззрением, т.е.
совокупностью общих взглядов на мир и место в нем человека.
Исторически 1-ой формой мировозр. знания явл. мивология
Мифология ? представляет собой осмысление и представл. мира и человека в
фантаст. образах и сюжетах.
Основные формы м-гии: сказки, легенды, вымыслы, слухи и т.д.
В основе первобытной и антич. мифологии лежит олицетвор. природы, т.е.
уподобление ее человеку, человеческому способу существования.
Объяснен. природы и обществ. явлен. как результат действия сверхестеств. сил.
Мифотворство имеет место там где отсутств. реальн. опытно подтвержден. знания,
которые заменяются вымыслами и предположениями.
Мифотворство может носить и искусственный характер преднамеренно осущ. с тем,
чтобы вместо реалн. имеющ. достов. информ. предлагать не соотв. действит. мнения
и оценки.
В недрах мифологии сформировалась религия.
Религия ? форма мировозр. объясн. мир человека, через связь со сверх естеств.
существами, в этом сходство мифологии и религии.
основной признак религии ? вера в сверхестеств.Отличие заключается в том, что
мифология просто предлагает свою картину мира, а религия предписывает верить ей
Сущ. различные организации и учреждения для формирования и поддержания такой
веры, якобы обеспеч. контакт со сверхест. (культовая практика) призван. обесп.
религиозное воспитание, контроль над умом людей-ния их убедительности являлись
логика и здравый смысл.Ф-я возникла как альтернатива мифологии и религии.
Первые философы стремились отказ. от признания сверхъестественных сил, и объясн.
мир исходя из него сомого, но в услов. отсутств. возм. опытным или эксперемент.
путем проверить те или другие предположения, господствующим методом
Для объясн. мира фил. предлог. причины и обстоят., которые не противореч. опыту,
поскольку были ограничены возможности опытного познания явлений, то господств.
предметом и одновр. инструментом познания и анализа являлись понятия в которых
фиксировалась и называлась соответств. вещь. Поэтому ф. была главной формой
понятийного теоретического мышления.
По характеру формирования и способу функционирования различают два уровня:
1) жизненно практический или уровень обыденного сознания.
2) теоритический.
+ 1-й базируется на здравом смысле и обширном повседневном опыте и складывается
стихийно, этот уровень назыв. жизненной философией. 1-й ур. крайне не однороден,
т.к. не однородны его носители. На формиров. этого уровня оказ. влияние нац. и
религиозные традиции, уровни образов., интелект. и духовной культуры, характер
проф. деятельн. и друг. Этот ур. включает в себя навыки, обычаи и традиции
передов. из поколен. в поколен. и познанный опыт каждого конкретного индивида.
не отлич. глубок. продум., систематически, обоснов. эти недостатки преодолев. на
2-ом уровне теор.
2: К этому уровню относ. и ф-я. Ф-я претендует на теоретическое обоснование как
содержания, так и способа достижения обобщен. знаний, а так же норм, ценностей и
идеалов определ. цели, средства и характер деятельности людей. Ф=я видит свою
задачу в том чтобы сделать мировозрен. предметом теоретического анализа.
Соотношение этих уровней можно выстроить в историч. последовательности, и в этом
случае
1 - ому уровню соответствует мифология и религия
2 - ому - философия.
________