Проблема души и тела
Всеобщее одушевление природы. С первобытных времен
люди пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека
наличием особой субстанции — души. В те времена считалось, что душа
обитает везде — в людях, животных, растениях, явлениях природы.
С тех пор в нашей речи укоренились такие выражения, как «ласковое
солнце», «суровый ветер», «жестокий мороз». Такое всеобщее одушев-
ление природы называется анимизмом .
Психология как наука о душе. Развитие этого этапа психо-
логии связано с работами древнегреческих философов. В частности,
Демокрит считал, что душа — частица природы и подчиняется ее зако-
нам. Гиппократ — разработал учение о темпераментах. Он полагал, что
темперамент человека связан с преобладанием в его теле какой-то жид-
кости. Например, желчный и вспыльчивый характер холерика вызван
избытком желчи (по-гречески — «холе»), а медлительный и спокойный
характер флегматика определяется слизью, преобладающей среди дру-
гих жидкостей тела. Механизмы психики были раскрыты Гиппократом
неверно, но феноменология (описание явлений) оказалась столь точна,
что данная систематика темпераментов (холерики, сангвиники, мелан-
холики и флегматики) используется и сегодня.
Представитель идеалистической философии Платон считал, что
душа нематериальна и бессмертна. По его мнению, она состоит из трех
частей: вожделения (находится в животе), мужества (в сердце) и разу-
ма (в голове). У одних людей преобладает вожделение, у других — ра-
зум, у третьих — мужество. Первые влачат примитивное полуживотное
существование, вторые становятся философами, а третьи — воинами
или героями. Платон также разработал учение об «идеях» — вечных
и неизменных сущностях, образующих незримый высший мир, лежа-
щий по ту сторону природы. Реальные вещи по Платону — лишь слабые
тени идей. Платон считается родоначальником «дуализма» (учения,
которое рассматривает тело и психику как два самостоятельных, анта-
гонистических начала).
Аристотель — автор первой известной работы по психологии —
«О душе». Он выдвинул идею о неразделимости души и тела. Впервые
ввел понятие о представлениях как образах предметов, действующих
на органы чувств. Указал основные типы ассоциаций (по сходству,
смежности, контрасту).