шпаргалка

Структура культурологического знания.

[ Назад ]

Культурология включает в себя разделы многих гуманитарных наук, изучающих явления культуры со своих позиций. Особы раздел культурологического знания представляет Теория культуры - общее осмысление, понятие категории, теоретические схемы, с появлением которых описывается культура её становление и развитие. Философия культуры - решает проблемы теории культуры с помощью традиционных философских методов и понятий. Морфология культуры - изучает типичные формы культуры, существующие в обществе самостоятельно (культурные традиции, общественные институты). Морфология культуры изучает её составные части, представляющие собой институты культуры: миф, религию, искусство, науку. Выявляет источники и факторы развития культуры. Социология культуры - собирает, обрабатывает социологическую информацию и занимается эмпирическим исследованием процессов культуры, изучает функционирование культуры в конкретном обществе. История культуры - изучает процессы культурно-исторического развития отдельных культур и сравнивает их между собой. Занимается выявлением архитипов культуры. Антропология культуры - изучает конкретные ценности, формы связи, механизмы передачи культурных ценностей от человека к человеку. Также изучает этнические элементы культуры, процессы взаимодействия культур разных народов, особенности языков и иных средств коммуникации в разных культурах. Экология культуры - взаимоотношения человека с природой, жизнь общества, индивидуальную жизнь человека, отношение человека к природе. Вопросы художественной культуры - создание произведений искусства и материальных предметов, представляющих собой эстетическую ценность. Общее культурологическое знание можно разделить на теоретическую(культуроведение) и прикладную (технолигии организации и регуляции культурных процессов в обществе) культурологию.





ЯЗЫКИ И СИМВОЛЫ КУЛЬТУРЫ

Языком культуры в широком смысле этого понятия называются те средства, знаки, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентировать-ся в пространстве культуры. Язык культуры (вербальный, жестовый, графический, образный, формализованный) - это универсальная форма осмысления реальности, в которую организуются все вновь возникаю-щие или уже существующие представления, восприятия, понятия, об-разы и другие подобного рода смысловые конструкции (носители смысла).

Язык фиксирует значимые для человека представления, его отно-шения к ним. В сфере социального взаимодействия язык выступает в качестве медиатора, проводника, посредника, средства, позволяющего придавать интерсубъективное, культурное значение субъективному, индивидуальному опыту, транслировать социально-значимые пред-ставления, придавать таким представлениям общезначимый, разделяе-мый смысл.

Самая серьезная проблема коммуникации заключена в переводе смыслов с одного языка на другой. В культурологии эта проблема эф-фективности культурного диалога как на «вертикали», т.е. между куль-турами разных эпох, так и по «горизонтали», т.е. диалога разных куль-тур, существующих одновременно, осмысливается как проблема по- нимания. Термин «понимание» используется в двух смыслах: как фак-тор интеллектуальный, познавательный, но и как сопереживание, вчув-ствование. Сложность понимания обусловлена тем, что восприятие и поведение обусловлены стереотипами - идеологическими, националь-ными, сословными, половыми, сформированными у человека с детства.

Понимание апперцептивно, т.е. новая информация ассимилируется путем соотнесения с тем, что уже известно, новое знание и новый опыт включаются в систему уже имеющегося знания. На этой основе проис-ходит отбор, обогащение и классификация материала.

Основной структурной единицей языка культуры, с точки зрения семиотики, являются знаковые системы. Знак — это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Это овеществленный носитель образа предмета, ограниченный его функциональным предназначением. Наличие знака делает возможной передачу информации по техническим каналам связи и ее разнообразную — математическую, статистическую, логическую — обработку. Символ - одно из самых многозначных понятий в культуре. Изначальный смысл этого слова - удостоверение личности, которым служил simbolon - половинка черепка, бывшая гостевой табличкой. Символ в культуре - универсальная категория, раскрывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла. Переходя в символ, образ становится "прозрачным", смысл как бы просвечивает сквозь него. Символ культуры - условный вещественный опознавательный знак для членов определенного общества или конкретной социальной группы. Символы культуры иносказательно выражают определенное содержание, которое составляет существо ценностей, норм и идеалов конкретной культуры. Символами культуры выступают: предметы и вещи; природные процессы; животные и растения; сказочные существа.

Эстетическая информация, которую несет символ, обладает огромным числом «степеней свободы», намного превышая возможности человеческого восприятия. Поэтому будем считать некорректным использование понятий "знак" и "символ" в одном и том же смысловом контексте.

Исследователи культуры выделяют пять основных знаковых сис-тем: естественные, функциональные, конвенциальные, вербальные, системы записи.

К настоящему времени сложилась следующая общепринятая клас-сификация языков:

• естественные языки, как основное и исторически первичное средство познания и коммуникации (русский, французский и др.);



• искусственные языки - это языки науки, где значение фиксирова-но и существуют строгие рамки использования. К искусственным языкам относятся и языки условных сигналов, например, азбука Морзе, дорожные знаки и др.;



• вторичные языки - это коммуникационные структуры, надстраи-вающиеся над естественно-языковым уровнем (миф, религия, ис-кусство).

Науки, изучающие языки культуры:

• семиотика - наука о знаковых системах или семиозисе культуры. У истоков семиотики - две научные традиции, одна из которых восходит к Ч. Моррису (1834-96 гг.), американскому философу и социальному психологу, другая - к Ф. де Соссюру (1857-1913 гг.) и

Парижской школе. Ч. Моррис полагал, что понятие знака может оказаться столь же фундаментальным для наук о человеке, как по-нятие атома для физики и клетки для биологии. Ф. де Соссюр счи-тал семиологию частью социальной психологии, аргументируя возможность изучения культуры общества через язык как важней-шую из знаковых систем. Французский структуралист К. Леви-Строс предполагал, что явления социальной жизни, искусство, ре-лигия и другие имеют природу, аналогичную природе языка, а, следовательно, они могут изучаться теми же методами;



• герменевтика - одна из древнейших наук, она появилась в раннем христианстве и занималась тогда трактованием религиозных тек-стов. Современная философская герменевтика, основателем кото-рой считается Г.-Г. Гадамер, занимается интерпретацией текста, не только реконструируя, но и конструируя смысл



15/

Каково же историко-культурное значение первобытности? Кратко его можно охарактеризовать следующим образом:



1. первобытная культура является начальным и наиболее длитель-ным этапом истории мировой культуры;



2. она носила всеобщий характер, поскольку через первобытную эпоху прошло все человечество;



3. в первобытном обществе был создан фундамент современной ци-вилизации (запас знаний, практического опыта, интеллекта и пси-хофизических достоинств человека);





4. первобытная культура сыграла в истории мировой культуры клю-чевую роль: на много веков и даже тысячелетий вперед она предо-пределила не только темпы, но и содержание, тематику и многооб-разие региональных особенности культурно-исторического про-цесса;



5. значительное число достижений первобытного человечества со-храняет свое значение и в инвентаре современной культуры.

Характерной особенностью первобытной культуры является её синкретизм, т.е. нерасчленённое единство всех форм жизнедея-тельности первобытного человека, в котором нерасторжимо сли-вались труд и общение, познание окружающего мира и самопозна-ние, магические обряды и художественное творчество.

КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |