шпаргалка

Сковорода Григорий Саввич (1722-94) - украинский просветитель-демократ, философ, поэт. Сын малоземельного казака. Образование получил в Киево - Могилянской духовной академии (1738-41; 1744-50). Отказавшись от духовной карьеры избрал путь странствующего проповедника- философа. На мировоззрение С. оказали воздействие идеи платонизма, стоицизма, патристики, философов нового времени (Лейбница и др.), Феофана Прокоповича и Ломоносова. Врешении осн. Вопроса философии С. допускал колебания между мтериализмом и идеализмом, но во многих проблемах стоял на материалистических позициях. Следуя за Ломоносовым, он пришел к заключению о вечности и бесконечности материи, о господстве в природе закономерных связей, к признанию природы причиной самой себя (“Дружеский разговор о душевном мире”,1775). Дуалистические колебания С. привели его к созданию теории “трех миров”, объемлющих собой все существующее: “макросом” (природа), “микросом” (человек), “мир символов” (Библия), причем каждый из них состоит из двух натур - “внешней” (материальной) и внутренней (духовной). С. старался снять протеворечия между духовным и материальным началами путем объединения понятий “бог” и “природа”, считая их тождественными, что типично для пантеизима. С. признавал беспредельность человеческого познания, но связывал исследование природы снеобходимостью внутреннего самоанализа и признанием “мира символов. С. резко критиковал официальную религию за ее догматизм и схоластику, пропагандируя враждебное церкви гелиоцентрическое учение Коперника (“Потоп змиин”, 1791, и др.), высмеивал порочность и тунеядство священников. Этические проповеди самого С. были облечены в религиозную форму, связаны с поисками религии “любви и добродетели”. Он выступал за интересы народа, призывал покончить с бесправием и невежеством трудящихся, но его решение социальных проблем носило утопический характер, поскольку гл. фактором в создании нового обществ С. считал моральное начало. Истина по С., полноценна только тогда, когда она способствует добродетели, моральному совершенствованию; познание должно способствовать благоденствию человка. Человеческое счастье, находящееся в центре внимания С., рассматривается им в связи со “сродным ирудом”, т.е. трудом, соответствующим природным наклонностям человека. Второй принцип, лежащий в основе этического учения С. - “равное неравенство”. С. утверждает, что существует соответствие между истинными потребностями и способами их удовлетворения, стремление же людей к “неприродному” связано с нарушением указанного соответствия и становится источником несчастий.

[ Назад ]

ВОПРОС 16.

КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |