2. Философия как тип мировоззрения. соотношение с религией и наукой.
Философское МВ как и др. типы возникает в ответ на потребность человека познать мир и себя. Ф-фия возникает в 8-5 вв. до н.э. в Древней Греции, т.е. в античности. Нем. историк Карл Ясперс назвал время осевым. Ф-фия как особый тип МВ имела ряд предпосылок: 1. Соц-но-политические условия Греции (полисная демократия (полис- города)) 2. Гражданские права. 3. Автономия индивида. 4. Возможности для свободы мысли. Термин философия ввёл Пифагор (phileo – любить, sophia – мудрость, перевод: «любовь к мудрости»). Базой возникновения ф-фии были мифология и религия. Специфика ф-фии как МВ выявляются через сравнение.
Философия и религия: общее: духовноценностное освоение мира. Отличия: систематизированный хар-р ф-фии, рациональность мышления, теоретич. хар-р знаний, стремление к логичности, свобода мысли, отсутствие догматизма.
Философия и научное МВ: общее: рационально-логический стиль мышления.
Возникновение ф-фии означало передо от Мифа к Логосу, т.е. от донаучного иррац-го мышления к рац-ному и логическому. Общность черт не стирает различий между ф-фией и наукой. Ф-фия – не наука, исторически она подготовила науку. Научные знания хар-ризуются след. чертами: объективный хар-р, доказательность, обобщённый хар-р знания, нацеленность на практическое применение.
Отличия: 1. Ф-фия не опирается на эксперимент, 2. Она не стремится к абсолютн. объективности, 3. Обращ. к опред. ценностям, 4. Не ставит целью получ-е практич. пользы от знания. Её поиск нов. проблем и новое видение уже решённых. 5. Проблемы ф-фии наз-ют вечными и открытыми.
Черты ф-фии: теоретичность, всеобщий хар-р, предельность, критичность.