космоцентризм античной философии. Проблемы субстанции и бытия
Античная философия сразу формировалась как рациональное теоретич. мышление. Генезис относится к 8-6 вв. до н.э. Условия и предпосылки формирования философии:
1. социальные: а) разложение патриархально-родовых отношений; б) переход к гос-венному сущ-нию.
2. интеллектуальная: а) богатая мифология; б) исторические произведения Гесиода и Гомера, поднимающие вопросы человеческого сущ-ния, справедливости, соц-х отношений в целом; в) развитие математического и общенаучного знания.
3. Политические: а) уникальное гос-нное образование, греческий поли с демократической формой управления.
Попытки обобщения накопленных знания о мире вели к постановке общемировоззренческих вопросов. В центре досократической философии оказались вопросы онтологии: 1) о происхождении мира (космогония), 2) устройство мира (космология).
Таким образом особенностью античной философии был космоцентризм – обращённость к вопросам космоса как мира в целом и как универсума. Периодизация:
1. натурфилософия досократиков (6-сер. 5 вв. до н.э.)
2. классический (5-4 вв. до н.э.): а) гуманистический или антропологический период – деятельность Сократа; б) зрелая классика – Платон и Аристотель.
3. эллинистическая и римская философия (3 в. до н.э. – 1-2 вв. н.э.)
Основные школы античной философии:
1. милетская школа (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) 6 в. до н.э.
2. эфесская (Гераклит Эфелесский)
3. пифагорейский союз (Пифагор)
4. Элейская (Фарменит)
5. Атомистическая (Демокрит)