шпаргалка

Сенсуализм и субъективный идеализм

[ Назад ]

Сенсуализм – направление гносеологии, близкое эмпиризму, признающее источником знаний о мире – человеческое ощущение. Ощущения – есть результат непосредственного воздействия окружающей действительности на органы чувств человека. Они составляют для сенсуалистов первичный акт познания. Сенсуалисты выводят из ощущений все содержание человеческого познания. Разуму отводят второстепенную роль в синтезе ощущений.

Джон Локк (1632 – 1704) – английский философ эмпирического направления. Занимает серединную позицию между материализмом и идеализмом. Исследуя механизмы образования ощущений, утверждает «нет ничего в разуме, чего бы не было прежде в чувстве». Человеческое сознание от рождения – «чистая доска», наполняется содержанием через опыт ощущений. Идеи, возникающие в сознании на основе внешнего опыта, он называет простыми или чувственными. На их основе разум формирует сложные идеи посредством рефлексии. Таким образом, Локк обосновывает принцип материалистического сенсуализма, выводя происхождение всех знаний из внешнего мира.

Г. Лейбниц пытался найти компромисс между рационализмом Декарта и сенсуалистическим эмпиризмом Дж. Локка. Формулу сенсуализма «нет ничего в разуме, чего бы не было прежде в чувству» он опровергает, добавляя «кроме самого разума». Из чувств нельзя вывести интеллект, рациональное мышление. Сознание человека от рождения – не «чистая доска», в нем уже намечены контуры интеллекта. Как рационалист, он не отрицал роль чувственного опыта но стремился осмыслить чувственный опыт на основе абстрактного мышления. И Локк, и Лейбниц стремились выяснить характер взаимоотношений между чувствами и понятиями. Локк сводил понятия к чувствам, Лейбниц чувства понимал как появление духовности субъекта. Оба философа, эмпирик и рационалист, стояли на позициях познаваемости мира.

Иную позицию занимают Дж. Беркли и Д. Юм. Тезис о познаваемости мира они подвергли критике с позиции субъективного идеализма. Беркли выдвинул принцип «существовать – значит, быть воспринимаемым». Считал, что идеи сознания – не результат действия внешнего мира на чувства человека. Они вложены в душу богом. Нет материи, как чего-то объективного. Нет ничего, кроме сознания субъекта. Все существующее в мире – есть комбинация ощущений субъекта. Таким образом, все объективное оказалось сведено к субъективному. Признание наличия сознания и отрицания его объективной основы лишают познание смысла.

Сознание может познать лишь само себя. Отсутствует критерий истинности знания, т.к. результаты знания субъективны. Такой подход ведет к агностицизму.

Взгляды Юма сформировались на идеях Беркли. Он убежден, что разуму не дано реально ничего, кроме восприятия. Человеческий опыт познания состоит из впечатлений и идей, обработка которых обеспечивается действием механизма ассоциаций. Он приходит к выводу, что невозможно доказать соответствие между внутренним человеческим опытом и внешним миром. Тем самым, Юнг выражает позицию агностицизма, считая вопрос о существовании объективного мира неразрешимым.







КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |