Философские идеи в творчестве Л. Толстого и Ф. Достоевского.
Толстой Л.Н.
Подвергая критике общественно-политическое устройство современной ему России, Толстой уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании человечества. Идею исторического прогресса он связывал с решением вопроса о назначении человека и смысле его жизни, ответ на который призвана была дать созданная им «истинная религия». В ней Т. признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты церковных учений и в связи с этим роль церкви в общественной жизни. Этику религиозного самосовершенствования человека он связывал с отказом от какой-либо борьбы, с принципом непротивления злу насилием, с проповедью всеобщей любви.
Толстой (пережил духовный кризис и пришел к религиозному пониманию жизни. Он отлучен от церкви, т.к. он отвергает церковное истолкование истин Иисуса. Идеи Толстого - панморализм (чистая тирания морали), в личности должно подавляться все, а главенствовать только моральное сознание.
Считая всякую власть злом, Т. пришел к идее отрицания государства.
Сущность познания Т. усматривал в выяснении смысла жизни – основного вопроса всякой религии.
«Самое короткое выражение смысла жизни такое: мир движется, совершенствуется; задача человека – участвовать в этом движении, подчиняясь и содействуя ему».
Согласно Т. бог есть любовь.
В своих творениях обращался к народу как носителю истинной веры и нравственности, считал его основой всего общественного здания.
Достоевский Ф.М.
В своих общественно-политических исканиях Д. пережил несколько периодов.
После увлечения идеями утопического социализма произошел перелом, связанный с усвоением им религиозно-нравственных идей. Начиная с 60-годов он исповедовал идеи почвенничества, для которого характерна религиозная ориентированность философского осмысления судеб русской истории. С этой точки зрения вся история человечества представлялась как история борьбы за торжество христианства.
Самобытный путь России в этом движении заключался в том, что на долю русского народа выпала мессианская роль носителя высшей духовной истины.
В понимании человека Д. выступал как мыслитель экзистенциально-религиозного плана, пытающийся через призму индивидуальной человеческой жизни решить «последние вопросы бытия». Он развивал специфическую диалектику идеи и живой жизни, при этом идея для него обладает бытийно-энергийной силой, и в конце концов живая жизнь человека есть ничто иное, как воплощение, реализация идей. Сильные религиозные мотивы в философском творчестве Д. противоречивым образом иногда сочетались с отчасти даже богоборческими мотивами и религиозными сомнениями.
Д. оказал сильное влияние на религиозно-экзистенциальное направление в русской философии начала 20 века, а также стимулировал развитие экзистенциальной и персоналистической философии на Западе