шпаргалка

Общество как объект философского исследования. Природа, общество, культура. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

[ Назад ]

Задача социальной философии заключается в том, чтобы осмыслить, что такое общество, какое значение оно имеет в жизни человека. Понятие "общество" определяется как в широком, так и в узком смысле слова. В узком смысле под обществом понимают определенный этап исторического развития человечества или конкретную страну. Например, феодальное общество или французское общество. В широком смысле слова обществом называют обособившуюся от природы часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Человек принадлежит природе, он ее частичка. Он поднимается над природой как социальное существо, способное жить, действовать, обеспечивать свое существование только в обществе и во взаимодействии с природой. Он оказывается способным к человеческим видам деятельности, овладевая культурой. Культура делает человека личностью, индивидуальностью. В человеке соединены природное, социальное и культурное начала, они интегрированы в нем, образуя единство и целостность. Природа, общество, культура - составляющие бытия человека, а их взаимоотношение в процессах человеческой деятельности определяет в каждую историческую эпоху ее фундаментальные проблемы.

Формационный подход дает возможность обнаружить в обществе его целостную структуру, определить ее основные элементы, основные зависимости между ними, основные механизмы их взаимодействия. На его основе все наблюдаемое в истории множество социальных систем сводится к нескольким основным типам. В состав общественно-экономической формации входят базис, надстройка и другие элементы.

Все большее внимание уделяется цивилизационной концепции общественного развития. В рамках этой концепции всемирная история предстает как смена и одновременное сосуществование различных цивилизаций. В цивилизационной концепции не признаются производственные отношения как главная основа, определяющая качественную специфику общества, в ней используется более широкий круг выделяемых основ общественной жизни. Понятие цивилизации фиксирует более конкретно-эмпирические проявления общественной жизни, ее особенности и взаимосвязи, нежели формация. Использование цивилизационного подхода позволяет понять генезис, характерные черты и тенденции развития различных социально-этнических общностей, не связанных напрямую с формационным делением общества. Он также позволяет рассматривать культуру как чисто социальное явление, во всем ее объеме.

В качестве основания цивилизации определяется материальная сфера. В фундаменте цивилизации в целом и каждой из ее ступеней лежит технико-технологический базис, в связи с чем и выделяются три ступени в развитии цивилизации: земледельческая, индустриальная и информационно-компьютерная. Целостная характеристика цивилизации обязательно включает такие моменты, как природные (включая демографические) условия жизни общества, этнические и исторические особенности жизни данного общества, его духовные характеристики, так как без их учета невозможно объяснить специфику разных цивилизаций в рамках одинаковых ступеней развития.

Обе концепции — и формационная, и цивилизационная — отражают разные стороны сложного и противоречивого исторического развития общества. Каждая из рассматриваемых концепций общественного развития необходима и важна, но недостаточна сама по себе. Поэтому речь должна идти о взаимном сочетании этих концепций для наиболее полного, многостороннего и глубокого понимания общества.

Общество как системное образование. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь.

Общество представляет собой исторически конкретное и устойчивое образование, целостность, имеющую собственные внутренние механизмы воспроизводства, самоорганизации и саморегулирования. Это позволяет говорить об обществе как системе.

Так называемый системный подход к изучению общества в на« стоящее время широко применяется в социальной философии Представители разных направлений социальной философии, в том числе идеалистического и материалистического, исходят из понимания общества как определенной социальной системы («социального организма»).

Как всякая система, общество представляет собой совокупность определенных структурных элементов, объединенных упорядочен¬ной взаимосвязью и взаимодействием. В качестве структурных единиц общества могут рассматриваться отдельные индивиды, а также социальные группы, составляющие общество.

Общество — это прежде всего совместная жизнь людей, активно взаимодействующих между собой по поводу удовлетворения своих жизненно необходимых потребностей. В процессе такого взаимодействия между ними складываются определенные отноше¬ния, касающиеся средств и способов удовлетворения потребно¬стей. Общественные отношения имеют объективный характер, по¬скольку возникают на основе объективных потребностей людей и условий их существования. Со временем данные отношения приобретают устойчивый характер, и само общество предстает как совокупность общественных отношений. Таким образом, деятельность людей (социальных групп и отдельных личностей) и их об¬щественные отношения выступают в качестве системообразуюших факторов общества.

Деятельность людей и их общественные отношения составляют, основное содержание их общественного бытия как реального процесса их общественной жизни. Общественное бытие складывается из различных видов деятельности: семейно-бытовой, производственной, политической, нравственной, религиозной, эстетической др.

Экономическая подсистема складывается и функционирует на основе материального производства, она представляет собой совокупность форм производственной деятельности и отношений людей в этом процессе.

Экономическая сфера выступает как пространство, в котором : реализуется хозяйственная жизнь общества, воплощаются дости¬жения научно-технического прогресса, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики.

Основным типом отношений в экономической сфере являются производственные отношения, и, прежде всего, отношения собственности на средства производства.

Социальная подсистема — сфера взаимоотношений имеющихся В обществе социальных групп (т. е. классов, социальных, социаль¬но-демографических, профессиональных групп населения, а также национальных общностей) по поводу социальных условий их жиз¬ни и деятельности.

К сфере социальных отношений, как уже отмечалось, относит¬ся вся совокупность отношений людей в процессе их совместного существования и взаимодействия в рамках общества. В таком по¬нимании к социальным отношениям относятся и экономические (производственные) отношения, и политические, и духовные.

Как следует из сказанного, функционирование социальной сферы связано с удовлетворением особого круга потребностей лю¬дей. Возможности их удовлетворения обусловлены социальным положением человека и той социальной группой, к которой он принадлежит, а также характером существующих общественных отношений.

Политическая подсистема - сфера отношений по поводу вла¬сти между социальными, национальными группами, а также раз¬ного рода общественными организациями (партиями, движениями и пр.)

Главное назначение политической подсистемы — регулирова¬ние общественной жизни, поддержание целостности обществен¬ной системы.

Политическая сфера — сфера реализации интересов граждан, поэтому она включает также политическое сознание граждан и по¬литическую культуру (особенности политических традиций, уста¬новки на определенный тип политического действия). Современ¬ные политические процессы существенно политизируют сознание людей и повышают их политическую активность. Это усиливает роль политической сферы в жизни общества.

Духовная подсистема связана с производством духовных ценно¬стей, под которыми подразумеваются не только результаты худо¬жественного творчества (живопись, музыка и пр.), но, прежде всего, знания, моральные нормы, традиции, образцы деятельности и по¬дведения — все то, что определяется емким понятием «культура».

Духовная сфера общественной жизни формируется историче¬ски, воплощает в себе географические, национальные» религиозные и другие особенности развития общества, которые оставили девой отпечаток в душе народа, его менталитете. Она включает в себя элементы, направленные на удовлетворение общественных и личных духовных потребностей. К ним относятся познавательные, нравственные, эстетические, религиозные потребности» а также «потребности в общении. В обществе постепенно складываются особые отрасли духовного производства и соответствующие им институты наука, образование, искусство, средства сохранения и передачи информации и т. д.





КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |